1 Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: | 1 Я видел несправедливость в жизни, которая ложится на людей бременем. | 1 И другое зло я видел под солнцем, и оно часто встречается среди людей: | 1 Видел я под солнцем беду, которая тяжела для человека. |
2 Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это - суета и тяжкий недуг! | 2 Бог даёт человеку большое богатство и честь. И есть у того человека всё, что ему нужно и всё, что он мог пожелать. Но Бог не даёт ему радоваться всему этому. Придёт чужой человек и наслаждается всем этим. И это тоже тяжело и бессмысленно. | 2 Бог дает человеку богатство, имущество и славу, так что у него есть все, чего бы он ни пожелал, но Бог не дает ему пользоваться этим, вместо него пользуется чужой. Это суета, это ужасное зло. | 2 Тот, кому Бог дал имущество, богатство и почет, кто ни в чем не отказывает своей душе, порой не получает от Бога власти пользоваться всем этим, и все достается чужому. И это — пустое, и это — злая беда. |
3 Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, | 3 Человек может жить долго и может иметь сто детей, но если он не удовлетворён всем добром, и если никто не помнит его после смерти, то я могу сказать, что мертворождённому ребёнку лучше, чем тому человеку. | 3 У человека может быть сотня детей, и он может прожить много лет, но сколько бы он ни прожил, если он не мог насладиться своим счастьем и не был даже погребен, то я сказал бы, что выкидыш счастливее его, | 3 Если кто имел сто детей и прожил много лет, и дни его многочисленны были, но не насытился он счастьем и даже остался без погребения, то я скажу, что выкидыш счастливей, |
4 потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. | 4 Это вправду бессмысленно: если ребёнок рождается мёртвым, то быстро уходит в могильную тьму и зачастую без имени. | 4 потому что он приходит напрасно и уходит во тьму, и во тьме скрывается имя его. | 4 ибо принесен дуновением и во тьму уходит, и тьма скрывает его имя. |
5 Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. | 5 Никогда он не видел солнца и не знал ничего, но он обретает больше покоя, чем человек, неспособный радоваться тому, что дал ему Бог. | 5 Выкидыш даже солнца не видел и не знал, но ему покойнее, чем тому человеку, | 5 Выкидыш даже не знал и не видел солнца, и ему покойней, чем тому. |
6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место? | 6 Такой человек может жить две тысячи лет, но если он не радуется жизни, то мертворожденный ребёнок нашёл самый простой путь к такому же концу. | 6 который не насладился своим счастьем, хоть бы он и прожил две тысячи лет. В итоге они оба пойдут в одно и то же место. | 6 А если бы тот прожил и две тысячи лет, но не видел счастья — не все ли уходит туда же? |
7 Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается. | 7 Человек трудится и трудится, чтобы прокормить себя, но никогда он не достигнет удовлетворения. | 7 Все усилия человека, чтобы наполнить свой желудок, но голод возвращается вновь и вновь. | 7 Труды человека — для его рта, но все не насыщаются его желания. |
8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка, умеющего ходить перед живущими? | 8 И точно так же мудрый не лучше глупого, и нет преимущества у бедняка, который знает, как себя вести в присутствии других. | 8 Какое же тогда преимущество у мудрого над глупым, и что приобретает бедняк, даже если он знает как вести себя с другими? | 8 Чем мудрый лучше глупого? Что пользы бедняку, если он и знает, как поступать в жизни? |
9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это - также суета и томление духа! | 9 Лучше радоваться тому, что есть у тебя, чем всегда желать большего. Желать большего так же бессмысленно, как пытаться поймать ветер. | 9 Лучше радоваться тому, что имеешь, чем желать того, что не имеешь. И это тоже суета, это — погоня за ветром. | 9 Лучше то, что видят глаза, чем то, к чему влечется душа. Это — пустое, это — погоня за ветром. |
10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. | 10 Всё происшедшее предопределено заранее, и что такое человек - известно. Спорить об этом бессмысленно. Не может с Богом спорить человек об этом, Бог могущественней человека, и даже долгие споры ничего не изменят. | 10 Всему, что существует, уже дано имя. и что есть человек, уже давно известно. Он не может препираться с Тем, Кто сильнее его. | 10 Всему уже есть имя, и известно, что такое человек. Как ему судиться с тем, кто сильней? |
11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? | 11 Кто знает, что лучше для человека в его недолгой земной жизни? Жизнь его проходит, как тень, и никто не может сказать ему, что случится после его времени на земле. | 11 Чем больше слов, тем меньше смысла, и какая в этом польза человеку? | 11 Много есть слов пустых — что пользы в них человеку? |
12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? | | 12 Ведь кто знает, что хорошо для человека в течение немногих и суетных дней его жизни, которые проходят словно тень? И кто может сказать человеку, что будет после него под солнцем? | 12 Кто знает, что лучше для человека в дни пустой его жизни, скользящей, как тень? Кто поведает человеку, что? будет после него под солнцем? |