1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. | 1 Будь осмотрителен, когда идёшь поклоняться Богу в храме. Лучше слушать Бога, чем приносить глупые жертвы, подобно глупцам, которые делают дурное, даже не сознавая этого. | 1 Подумай, прежде чем что-то сказать, не торопись произнести слово перед Богом. Бог на небе, а ты на земле, так будь же немногословен. | 1 Не давай устам твоим торопиться, и пусть не спешит твое сердце начать перед Богом речь. Бог на небе, а ты на земле, пусть же будет речь твоя краткой. |
2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. | 2 Не говори, не подумав. Бог на небе, а ты на земле, и тебе надо сказать только несколько слов. Такие слова правдивы: | 2 И как снятся беспокойные сны при множестве забот, так и речь глупца рождается при множестве слов. | 2 От множества забот приходят сновидения. Где много слов, там говорит глупец. |
3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. | 3 От больших волнений бывают плохие сны, и у глупых всегда слов больше, чем нужно. | 3 Когда даешь обет Богу, не замедли исполнить его. Ему не угодны глупцы; исполни то, что обещал. | 3 Дав Богу обет, не откладывая исполни. Неугодны Ему глупцы, ты же исполни свой обет. |
4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. | 4 Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу. | 4 Лучше не давать обещание, чем дать и не исполнить. | 4 Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить. |
5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: `это - ошибка!' Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? | 5 Лучше не обещать ничего, чем пообещать и не сделать. | 5 Не позволяй устам своим ввести тебя в грех. И не говори посланнику: «Мое обещание было ошибкой». Зачем тебе, чтобы Бог прогневался на слова твои и уничтожил дело твоих рук? | 5 Не позволяй устам вводить тебя в грех: не говори вестнику, что это была ошибка. Не гневи Бога речами, чтобы не погубил Он дело твоих рук. |
6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога. | 6 И не позволяй словам твоим быть причиной твоих грехов, не говори священнику: `Я не то имел в виду`. Если ты сделаешь так, Бог может разгневаться и уничтожить всё, ради чего ты трудился. | 6 Суета во множестве сноведений, как и в многословии, поэтому бойся Бога! | 6 Где много снов — много пустословия, но ты бойся Бога! |
7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший; | 7 Пусть не мешают тебе чтить Бога мечтания, всякие бесполезности и многословие. | 7 Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть еще более высокое начальство. | 7 Если увидишь в какой стране, что бедного притесняют, что попраны правосудие и справедливость, не удивляйся тому, ибо над начальником есть другой начальник, а иные поставлены выше их обоих. |
8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. | 8 В некоторых областях можно увидеть бедняков, с которыми плохо обращаются. Это несправедливо, и это умаляет права бедняка. Но не удивляйся - над высокопоставленным есть другой высокопоставленный. И есть ещё другой, который стоит над ними обоими. | 8 Но все же лучше для страны, чтобы у нее был царь, заботящийся о земле. | 8 Но любой прибыток дает земля, ибо поле и царя кормит. |
9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета! | 9 Но для любой страны царь, заботящийся о свой земле, - преимущество во всех отношениях. | 9 Кто любит деньги, тому их никогда не хватает, и кто любит богатство, никогда не будет доволен своим доходом. И это тоже суета. | 9 Тому, кто любит серебро, всегда будет его не хватать; тот, кто любит изобилие, никогда его не достигнет. И это — пустое. |
10 Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? | 10 Кто любит деньги, никогда не будет довольствоваться тем, что имеет. Кто любит богатство, тот никогда не насытится. И это всё бессмысленно. | 10 Когда увеличивается имущество, увеличивается и число нахлебников. В чем польза его владельцу, кроме как смотреть на него? | 10 Где много богатств, много и едоков. Что пользы хозяину, кроме как глядеть на это? |
11 Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. | 11 Чем больше у человека богатства, тем больше он тратит на `друзей`, так что богатый на деле не увеличивает ничего, он может только смотреть на своё богатство. | 11 Сон работника — сладок, много ли он съел или мало. Но объевшийся богач все ворочается в своей кровати. | 11 Сладко спит работник, много он съел или мало, а того, кто богат, сытость лишает сна. |
12 Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. | 12 Кто трудится весь день, тот мирно спит, и неважно, сколько у него еды. Но богатый всё время печётся о своём богатстве и лишается сна. | 12 И видел я ужасное зло под солнцем: человек зря копил богатство – | 12 Злую беду видел я под солнцем: богатство человека идет ему во вред. |
13 И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. | 13 Видел я - печальные вещи случаются в жизни: человек копит деньги на будущее. | 13 оно было потеряно из-за неудачной сделки, а теперь ему нечего оставить своему сыну. | 13 Из-за неудачи в делах теряет он свое богатство и ничего не может оставить родному сыну. |
14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. | 14 Но случается вдруг несчастье, и он всё теряет и ничего не может дать своему сыну. | 14 Нагим человек приходит из утробы матери, и каким он пришел, таким и уходит. Он ничего не возьмет от труда своего, не унесет с собой и горсти. | 14 Каким вышел человек из материнского чрева, таким и вернется — нагим, не унося в руке ничего от своих трудов. |
15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? | 15 Человек в мир приходит из материнского чрева нагим и когда умирает, покидает этот мир нагим. Он много трудится, но, умирая, не может ничего с собою взять. | 15 И это тоже ужасное зло: каким человек пришел, таким и уходит, и какая польза ему, что он трудится на ветер? | 15 Это злая беда: каким пришел он, таким и уйдет, и к чему было трудиться на ветер? |
16 А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. | 16 И это печально: он покидает мир таким же, как пришёл. Для чего же ему пытаться поймать ветер? | 16 Все дни его жизни проходят во тьме, в большом разочаровании, огорчении и гневе. | 16 Во все дни он ест во тьме, испытывает множество горестей, болезни и гнев. |
17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. | 17 Он имеет лишь дни, полные печали и скорби, а в конце очень встревожен и болен. | 17 Затем я понял, что хорошо и правильно для человека есть и пить, и находить наслаждение в труде своем под солнцем в течение немногих дней жизни, что дал ему Бог, ведь такова его доля. | 17 И понял я, что лучше всего человеку есть, пить и быть счастливым в трудах под солнцем во все дни, отмеренные ему Богом, ибо это его удел. |
18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. | 18 Видел я - лучшее, что может человек, - это есть, пить и радоваться тому, что делает за время своей недолгой земной жизни. Господь ему дал эти недолгие дни, и это всё, чем он владеет. | 18 Более того, если Бог дает кому-либо богатство, имущество и возможность пользоваться ими, получить свою долю и наслаждаться своим трудом, то это дар Божий. | 18 Если Бог дает человеку имущество и богатства, дает пользоваться ими, получить свой удел и наслаждаться трудами, то это дар от Бога. |
19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его. | 19 Если Бог посылает человеку богатство, собственность и власть, чтобы этим всем наслаждаться, то человек должен радоваться этому, он должен принять это всё и радоваться делу своему, потому что это - дар Божий. | 19 Редко такой человек размышляет о своей жизни, потому что Бог наполняет радостью сердце его. | 19 Человек не станет много размышлять о числе дней своей жизни, если Бог посылает радость его сердцу. |