1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,1 Каждый первосвященник назначается из числа людей, и служба его - помогать людям во всех делах Божьих: приносить дары и жертвы во искупление грехов людей.1 Ведь каждый первосвященник избирается из людей и поставляется на служение для того, чтобы представлять людей перед Богом, принося Ему дары и жертвы за грехи.1 Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары и жертвы за грехи.
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,2 Каждый первосвященник должен уметь обращаться мягко с невежественными и заблудшими, ибо сам он также подвержен слабостям.2 Такой первосвященник может понять и незнающих, и тех, кто сбился с пути, так как он сам подвержен слабостям;2 Он способен посочувствовать тем, кто невежествен и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.3 И потому он должен приносить жертвы за свои собственные грехи, а также за грехи других.3 и по этой причине он должен приносить жертвы и за свои собственные грехи, и за грехи народа.3 из-за этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои собственные.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.4 Никто не возьмёт сам на себя честь стать первосвященником, он должен быть призван Богом, подобно Аарону.4 Эту честь человек не может присвоить себе сам, он должен быть призван Богом, как в свое время был призван Аарон.4 И никому не занять такого почетного места по собственной воле — первосвященник призывается Богом, как был призван Ааро?н.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;5 Ведь и Христос не Сам принял на Себя славу стать Первосвященником. Бог сказал Ему: `Ты Сын Мой, сегодня Я стал Отцом Твоим.`5 Христос тоже не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но Бог сказал Ему: «Ты Сын Мой, сегодня Я родил Тебя».5 Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником, но Тот, кто сказал Ему: «Ты — Мой Сын, Я сегодня родил Тебя».
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.6 И ещё в другом месте в Писании Бог говорит: `Ты стал навсегда Священником, подобно Мелхиседеку.`6 И в другом месте Он говорит: «Ты — священник навеки по чину Мелхиседека» .6 И в другом месте Бог говорит: «Ты — Священник навек, по чину Мелхиседе?ка».
7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;7 При Своей жизни на земле Иисус возносил молитвы и взывал с воплями и слезами к Тому, Кто мог спасти Его от смерти, и услышан Он был, ибо велико было Его почитание Бога.7 Во время Своей земной жизни Иисус громко, с воплем и со слезами молился Тому, Кто мог избавить Его от смерти, и Он был услышан за Свою почтительность.7 Во дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение.
8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,8 Хотя Он и был Сыном Божьим, но научился послушанию через всё, что претерпел.8 Несмотря на то, что Он был Сыном, Он через Свои страдания научился послушанию8 Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,9 И став совершенным, Он превратился в источник вечного спасения для всех, кто Ему послушен.9 и, полностью приготовившись, сделался источником вечного спасения для всех, кто послушен Ему.9 и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения.
10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.10 И Бог объявил Его Первосвященником, подобно Мелхиседеку.10 Сам Бог назвал Его священником по чину Мелхиседека.10 И Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мелхиседека.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.11 Многое ещё могли бы мы сказать об этом, но трудно вам это объяснить, ибо вы стали тугоумными.11 Мы могли бы говорить об этом еще больше, но вам трудно это объяснить, потому что вы обленились и сделались неспособны слушать.11 Об этом мы могли бы сказать многое, но вам нелегко это объяснить, ведь до вас с трудом доходит.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.12 Вам бы следовало уже стать учителями, но вас снова нужно учить первым урокам учения Божьего. Вам нужно молоко, а не твёрдая пища!12 Судя по времени, вам следует уже быть учителями, но пока что вы сами нуждаетесь в учителях, которые бы учили вас основным истинам Божьего слова. Вам опять нужно питаться молоком, а не твердой пищей.12 Вам самим уже пора стать учителями, а вы снова нуждаетесь в том, чтобы кто-нибудь научил вас азбуке Божьего Слова. Вот кем вы стали, вам опять нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;13 Тот, кто всё ещё питается молоком, ничего не знает об учении о праведности, потому что он младенец.13 А всякий, кто питается молоком, — все еще младенец, и плохо знает, что такое праведность.13 Ведь всякий, кто питается молоком, не разбирается в том, что верно, а что нет, потому что он еще младенец.
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.14 Твёрдая же пища предназначена для зрелых людей, ум которых, благодаря опыту, способен различать добро и зло.14 Твердая же пища — для людей зрелых, чувства которых опытом приучены различать, где добро, а где зло.14 Твердая пища — для зрелых людей, их ум благодаря опыту способен различать добро и зло.