1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?1 Не начинаем ли мы снова сами себя расхваливать? Или же нужны нам письма к вам или от вас, как некоторым другим людям? Разумеется, нет!1 Может показаться, что мы начинаем хвалить самих себя. Но разве нуждаемся мы в рекомендательных письмах для вас или же от вас, как в этом нуждаются другие?1 Не пытаемся ли и мы снова получше себя зарекомендовать? Разве мы тоже, как другие, нуждаемся в рекомендательных письмах к вам или от вас?
2 Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;2 Вы и есть наше письмо, написанное в сердцах наших, известное всем и прочитанное всеми.2 Вы сами — наше письмо: письмо, записанное в наших сердцах, известное и читаемое всеми людьми.2 Нет! Вы сами — наше письмо! Оно написано в наших сердцах, оно всем известно, его любой может прочитать.
3 вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.3 Вы показываете, что вы - письмо Христово, написанное не чернилами, а Духом Бога живого, написанное не на скрижалях каменных, а на сердцах человеческих.3 Все видят, что вы письмо Христа, написанное в результате нашего служения не чернилами, а Духом живого Бога, и не на каменных плитках, а в человеческих сердцах.3 Всем видно, что вы и есть письмо Христа, оно написано благодаря нашему служению. И не чернилами, а Духом живого Бога. И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,4 Благодаря Христу мы можем с уверенностью утверждать это перед Богом.4 Такую уверенность мы имеем через Христа перед Богом.4 И эта наша уверенность перед лицом Бога — благодаря Христу.
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.5 И не потому, что мы сами можем заявить, что это исходит от нас, но способность наша исходит от Бога. Эта уверенность исходит от Бога,5 И не потому, что у нас самих есть нечто особенное, некая заслуга; наши способности исключительно от Бога.5 И не потому, что мы сами по себе на что-то годимся, что мы можем что-то отнести на свой счет. Нет, наша пригодность от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.6 Кто сделал нас исполнителями Своего нового Соглашения со Своим народом, Соглашения, основанного не на письменном законе, а на духе, ибо письменный закон убивает, дух же даёт жизнь.6 Он наделил нас способностью быть служителями нового завета. Данный завет — это не писаный Закон, нет, но оно от Духа. Ведь буква убивает, а Дух дает жизнь.6 Это Он сделал нас пригодными быть служителями Нового Договора, в котором главное не буква, то есть писаный закон, а Дух. Потому что буква убивает, а Дух дарует жизнь.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, -7 Но если служение смерти, словами высеченное на камне, было так славно, что народ Израиля не мог смотреть в лицо Моисею, сиявшее этой славой, хотя такая слава и затмевается позднее,7 Вспомните служение высеченному буквами на камнях Закону, которое принесло смерть. Оно было учреждено в такой славе, что израильтяне не могли смотреть на сияющее лицо Моисея, хотя это сияние постепенно затухало. Если это служение пришло в такой славе,7 И если служение закону, который высечен буква за буквой на каменных скрижалях, — закону, ведущему к смерти, просияло такой славой, что сыны Изра?иля не могли взирать на лицо Моисея, оттого что оно сияло этим блеском славы, хотя то и была слава преходящая,
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?8 то как же может служение духа не оказаться ещё более славным?8 то разве не будет еще славнее служение Духа?8 разве не больше будет слава при служении Духу?!
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.9 Ибо, если служение осуждения было славно, то насколько же более славно служение оправдания перед Богом.9 Если служение, которое осуждает человека, было окружено такой славой, то насколько же большей славой наделено служение, несущее человеку оправдание!9 И если служение закону, ведущему к осуждению, воссияло славой, насколько превзойдет его славой служение тому, что ведет к оправданию?
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.10 Потому что то, что исполнено было славы в том случае, затмевается славой нового служения.10 То, что было окружено славой тогда, кажется уже не таким славным по сравнению с гораздо большей славой.10 А то преходящее, частичное сияние — и не сияние вовсе! — затмилось блеском превосходящей славы.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.11 Ибо, если то служение, которому суждено затмение, славно, то это непреходящее служение ещё более славно.11 И если временное было окружено славой, то насколько же славнее будет вечное!11 Если даже преходящее сияет, то во много раз больше сияет непреходящее!
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,12 Так как у нас есть надежда на это, мы смелы в своих речах12 Итак, мы имеем такую надежду, которая вселяет в нас смелость,12 И поскольку у нас есть такая надежда, мы действуем открыто и бесстрашно.
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.13 и не уподобляемся Моисею, который скрывал своё лицо за пеленой, чтобы не видел народ Израиля конец проходящей славы.13 и мы не закрываем свои лица, как это делал Моисей, чтобы израильтяне не смотрели на угасание той славы.13 И не как Моисей, который закрывал покрывалом лицо, чтобы сыны Израиля не увидели конца того, что идет к упразднению.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.14 Но их умы ослеплены, ибо по сей день остаётся неподнятой эта пелена при чтении закона, ибо она будет поднята только через Христа.14 Но их умы закрыты и до сих пор, ведь когда они читают Ветхий Завет, это покрывало остается неснятым, потому что оно может быть снято только Христом.14 Но и теперь разум их ослеплен. Ведь вплоть до нынешнего дня это покрывало при чтении текста Старого договора остается неснятым, потому что удаляется оно только благодаря Христу.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;15 Но по сей день, когда читают закон Моисея, пелена остаётся у всех на сердцах.15 По сегодняшний день, когда читаются книги Моисея, сердца их закрыты покрывалом.15 До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея, это покрывало лежит на их сердцах.
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.16 Когда же обращается человек к Господу, эта пелена спадает.16 Но когда человек обращается к Господу, покрывало снимается.16 «Но всякий раз, когда человек обращается к Господу, покрывало убирается».
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.17 Господь же, о Ком я говорю, - это Дух, где же Дух Господний, там и свобода.17 Господь — это Дух, и всюду, где обитает Дух Господа, — там свобода!17 Господь, о котором здесь говорится, это Дух, а где Дух Господа, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.18 Но все мы, с незакрытыми лицами, словно в зеркале созерцая славу Господню, превращаемся в подобие Его во всевозрастающей славе Его - и преображение это от Господа, то есть от Духа.18 И мы все с открытыми лицами видим, как в зеркале, сияние славы Господа и изменяемся, становясь все больше похожими на Него. Его слава в нас все возрастает, ведь она исходит от Самого Господа, а Он есть Дух!18 Мы же все, не закрывая лица покрывалом, видим, как в зеркале, сияние Славы Господней и преображаемся, становясь Его подобием и сияя все более яркой славой. Это совершает Господь, а Он есть Дух.