1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?1 Так в чём же превосходят иудеи другие народы и в чём значение обрезания?1 В чем же тогда преимущество быть иудеем, и есть ли польза в том, чтобы быть в числе обрезанных?1 Так есть ли преимущества у иудеев и польза от обрезания? —
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.2 Их превосходство очень велико, и оно во многом, ибо, прежде всего, им доверено слово Божье.2 Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье.2 Да, и во всех отношениях. Прежде всего, только им Бог доверил услышать Свои слова.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?3 Правда то, что некоторые из них не были верны Богу, но разве это помешает Богу исполнить обещанное?3 И если некоторые из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность?3 А что если кто-то из них оказался Ему неверен? Неужели их неверность отменит верность Бога? —
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.4 Разумеется, нет! Бог останется верным, даже если все вокруг полны лжи, как говорится в Писании: `Ты окажешься праведным в речах Своих и победишь, когда будут судить Тебя`.4 Конечно же нет! Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано: «Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде Твоем». 4 Конечно, нет! Бог всегда верен Своему слову, даже если «все люди лжецы». В Писании сказано: «Так что во всех словах Своих Ты будешь прав, и выиграешь тяжбу, если будешь судиться».
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? говорю по человеческому рассуждению).5 Если то, что мы поступаем неправильно, лишь яснее доказывает правоту Бога, то можем ли мы сказать, что Бог неправ, наказывая нас? (При этом я рассуждаю по-человечески.)5 Но если наша неправедность яснее показывает праведность Божью, то значит ли это, что Бог несправедлив в Своем гневе на нас? (Я говорю по человеческому рассуждению.)5 А если наша несправедливость делает еще более очевидной справедливость Бога? Так, может быть, Бог несправедлив, если обрушивает на нас Свой гнев? Я задаю естественный для человека вопрос. —
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?6 Разумеется, нет, ибо если бы Бог не мог наказывать нас, то Он не мог бы быть Судьёй миру.6 Конечно нет. Иначе как бы Бог мог судить мир?6 Конечно, нет! Иначе как бы Он мог судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?7 Ты можешь возразить: `Но если моя ложь приносит славу Богу, ибо правда Божья только яснее видна из-за моей лжи, то почему всё же я осуждён?`7 Но если моя ложь делает ярче истину Божью и, таким образом, умножает Его славу, то почему же я судим как грешник?7 А если через мою ложь только возрастает истина Бога, к еще большей Его Славе? Можно ли тогда судить меня как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.8 Это всё равно, что сказать: `Мы должны творить зло, чтобы из этого проистекло добро`? Многие укоряют нас в том, что мы именно этому и учим. Люди, которые говорят такое, неправы и заслуживают осуждения.8 Может, нам нужно начать делать зло, чтобы вышло добро (а клеветники говорят, что мы так и учим)? Такие люди заслуживают осуждения.8 Так, может, будем делать зло, чтобы вышло добро, как говорят некоторые клеветники, обвиняющие меня в том, будто я учу именно этому? Они заслуживают приговора, который их постигнет!
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,9 Так что же? Превосходим ли мы, иудеи, в чём-либо язычников? Нисколько! Ибо я уже доказал, что и иудеи и язычники одинаково находятся во власти греха.9 Так что же? В лучшем ли мы, иудеи, положении, чем другие? Нет! Мы уже говорили о том, что как иудеи, так и язычники — все оказались под властью греха.9 Итак, в лучшем ли мы, иудеи, положении? — Ничуть. Я уже ясно показал, что и иудеи, и язычники — все во власти греха,
10 как написано: нет праведного ни одного;10 Как говорится в Писании: `Нет ни одного праведника, ни единого!10 Написано: «Нет праведного, нет ни одного! 10 как сказано в Писании: «Нет праведного ни одного,
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;11 Нет понимающих, никто не ищет Бога.11 Никто не понимает и никто не ищет Бога. 11 ни одного разумного, никто не ищет Бога.
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.12 Все одинаково отошли от истины, никто ни к чему не пригоден. Никто не делает добра. Никто, ни один человек!`12 Все отвернулись и стали негодны, нет ни одного, кто делал бы добро, нет ни одного». 12 Все отвернулись от Бога, все негодны, никто не творит добра — ни один человек.
13 Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.13 `Уста их подобны отверстым гробницам. Языком они пользуются, чтобы разносить ложь`; `Яд змеиный у них на губах`.13 «Гортань их — открытая могила, языком своим они лгут». «У них на губах яд гадюки» . 13 Их гортань — раскрытая могила, на языке у них ложь, змеиный яд на губах,
14 Уста их полны злословия и горечи.14 `Уста их наполнены злословием и горечью`.14 «Уста их полны проклятий и горечи». 14 рот их полон желчи и проклятий.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;15 `Им ничего не стоит совершить убийство;15 «Их ноги быстры на пролитие крови, 15 Быстры их ноги на пролитие крови.
16 разрушение и пагуба на путях их;16 куда ни пойдут они, несут с собой разрушение и горе,16 опустошением и горем отмечен их путь, 16 На пути их лишь разрушение и горе,
17 они не знают пути мира.17 и неведомы им пути мирные`.17 им неизвестен путь к миру». 17 а стезя мира неведома им.
18 Нет страха Божия перед глазами их.18 `Нет в них страха и почтения к Богу`.18 «Нет Божьего страха у них в глазах». 18 И страха Божьего перед глазами у них нет».
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,19 Теперь мы знаем, что сказанное в законе обращено к тем, кто под законом, чтобы ни один из них не имел оправдания и чтобы весь мир был ответствен перед Богом.19 Но мы знаем, что сказанное в Законе, сказано для тех, кто находится под Законом, а значит, абсолютно никто не имеет извинения, и весь мир становится виновным перед Богом.19 А мы знаем, что все, что говорит здесь Закон, относится к тем, кто подчиняется Закону, чтобы никто не смел рта раскрыть для самооправданий и весь мир был ответчиком перед Богом.
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.20 Ибо никто не станет праведным перед Богом, лишь только исполняя закон, потому что всё, исходящее от закона, есть лишь признание греховности.20 Никто не будет оправдан перед Ним соблюдением Закона. Через Закон приходит лишь осознание нашего греха.20 Потому что делами Закона «не оправдается перед Ним никто из живущих». Через Закон приходит лишь осознание греха.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,21 Бог же показал нам, как Он делает людей праведными перед Собой. И это происходит независимо от закона, хотя и закон и пророки свидетельствуют об этом.21 Но сейчас, независимо от Закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют Закон и пророки.21 Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона, хотя и Закон, и Пророки тоже свидетельствуют о нем.
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,22 Бог делает людей праведными перед Собой через веру в Иисуса Христа; это относится ко всем, кто верует, ибо нет никакого различия между ними,22 Праведность от Бога дается через веру всем, кто верит в Иисуса Христа, потому что нет различия.22 Это оправдание через веру в Иисуса Христа — для всех, кто верит, без разницы:
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,23 так как все грешны и потому не допущены в славное присутствие Божье.23 Ведь все согрешили, и все лишились Божьей славы,23 все согрешили и все лишены сияния Божьей Славы.
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,24 Но через дар Божьей благодати все люди стали праведны перед Богом благодаря Христу Иисусу, искупившему их грехи.24 и все получают оправдание даром, по благодати через искупление, совершенное Иисусом Христом.24 И все оправданы даром, по Его доброте, через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу.
25 Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,25 Бог послал Его к людям, чтобы Он Своей жертвенной смертью принёс им отпущение грехов через их веру. Бог сделал это, чтобы доказать, что Он справедлив, ибо в долготерпении Своём оставлял совершённые грехи без наказания.25 Бог сделал Его жертвой умилостивления в крови Его для всех, кто верит. Бог пожелал проявить Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прежние века.25 Бог предназначил Ему стать жертвой, кровью которой будут очищены все поверившие Ему. Бог явил Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прошлом,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.26 Он сделал это, чтобы доказать, что Он и сейчас справедлив, и чтобы Он мог быть справедливым и в то же время мог оправдать всякого, кто верует в Христа.26 Он долго терпел, чтобы сейчас, в наше время, показать Свою праведность. Он Сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса.26 в те времена, когда Он их терпел. И тем явил Свою справедливость в настоящее время, показав, что сам Он праведен и оправдывает верящих Иисусу.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.27 Где же тогда повод для гордости собой? Его нет! Почему же? На основании того, что требует закон? Нет. Скорее на основании веры.27 Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Какой закон это сделал? Закон дел? Нет, закон веры.27 Так чем же теперь нам гордиться? — Нечем. На основании какого Закона? Закона, требующего дел? — Нет, Закона, требующего веры.
28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.28 Ибо мы считаем, что человек оправдан уже благодаря своей вере, независимо от того, подчиняется ли он требованиям закона.28 Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения Закона.28 Потому что мы утверждаем: человек может быть оправдан верой, без дел Закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,29 Разве Бог принадлежит только иудеям? Разве не принадлежит Он также и язычникам? Да, Он принадлежит также и язычникам.29 Разве Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников,29 А Бог? Он Бог только иудеев? Или язычников тоже? — Да, Он — Бог и язычников.
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.30 Так как Бог един, то Он оправдает всех верующих одинаково, как иудеев, так и язычников.30 потому что есть только один Бог, Который оправдает как обрезанных, так и необрезанных по их вере.30 Бог — один, Он оправдывает и обрезанного за веру, и необрезанного за веру.
31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.31 Так что же, мы отрицаем закон тем, что тверды в своей вере? Разумеется, нет. Напротив, мы поддерживаем закон своей верой.31 Но это вовсе не значит, что мы верой устраняем Закон, наоборот, мы утверждаем его.31 Значит, верой мы упраздняем Закон? — Никоим образом. Мы Закон укрепляем.