1 И вот законы, которые ты объявишь им:1 `Вот ещё законы, которые ты дашь народу.1 Вот законы, которые ты должен им дать:1 ВОТ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ТЫ ДОЛЖЕН ИМ ДАТЬ:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром;2 Если купишь раба иудея, то он должен служить только шесть лет, а после шести лет становится свободным без выкупа.2 — Если купишь раба-еврея, и он прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год он должен стать свободным без выкупа.2 Если ты купил раба-еврея, пусть он работает на тебя шесть лет, а на седьмой год ты должен отпустить его на свободу без выкупа.
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;3 Если он был не женат, когда стал рабом, то и на свободу пусть уходит без жены, если же женатый станет рабом, пусть сохранит жену, когда получит свободу.3 Если он пришел один, пусть один и освободится, а если пришел с женой, пусть вместе с ним станет свободной и она.3 Если он пришел один, пусть уходит один, а если пришел с женой, то вместе с ним пусть уйдет и жена.
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;4 Если раб не женат, хозяин может дать ему жену, и если жена родит сыновей или дочерей, то и она и её дети принадлежат хозяину. После того как раб отслужит положенные годы, пусть получает свободу.4 Если господин даст ему жену и она родит ему сыновей или дочерей, то женщина и дети будут принадлежать господину, а свободным станет только он сам.4 Если хозяин дал ему жену и она родила детей, то жена и дети принадлежат хозяину, а раб пусть уходит один.
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -5 Если же раб решит, что хочет остаться со своим хозяином, пусть скажет: «Я люблю своего хозяина, люблю свою жену и детей, я не хочу стать свободным, я остаюсь».5 Но если раб скажет: «Я люблю своего господина и жену с детьми. Я не хочу становиться свободным», —5 Если раб скажет: «Я привязан к хозяину, к жене и детям, не хочу на свободу», —
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.6 Если так случится, пусть хозяин поставит раба перед Богом, у двери или у деревянного косяка двери, и проколет ему ухо шилом, и тот раб будет служить хозяину всю свою жизнь.6 пусть господин приведет его к судьям, подведет к двери или дверному косяку и проколет ему ухо шилом. После этого он останется его рабом на всю жизнь.6 то пусть хозяин подведет его к Богу — пусть подведет его к двери или к дверному косяку — и там проколет ему ухо шилом. Тогда он сделается его рабом навсегда.
7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;7 Если человек решит продать свою дочь в рабство, то правила её освобождения не такие, как правила освобождения рабов.7 Если человек продаст дочь в рабство, она не должна освобождаться из рабства, как рабы-мужчины.7 Если один человек продал свою дочь в рабство другому, то она не может уйти от хозяина так, как уходят рабы-мужчины.
8 если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее [господин] не властен, когда сам пренебрег ее;8 Если хозяин недоволен женщиной, то может продать её обратно отцу, но если хозяин пообещал жениться на этой женщине, он теряет право продать её другому.8 Если она не угодит господину, который выбрал ее себе в жены, он должен позволить выкупить ее. Он не имеет права продавать ее чужеземцам, потому что обошелся с ней нечестно.8 Если она не понравится хозяину — а он предназначал ее себе в жены — то пусть позволит ее выкупить; он не вправе, отвергнув ее, продать ее чужим.
9 если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;9 Если же хозяин пообещал выдать рабыню замуж за своего сына, то с ней следует обращаться не как с рабыней, а как с дочерью.9 Выбрав ее женой для сына, пусть даст ей права дочери.9 Если он предназначил ее в жены своему сыну, пусть обращается с ней, как с дочерью.
10 если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;10 Если хозяин возьмёт вторую жену, то он не должен отказывать первой ни в еде, ни в одежде, и должен по-прежнему обеспечивать её всем, на что она имеет право в замужестве.10 Если он женится на другой, пусть не лишает первую жену еды, одежды и супружеских прав.10 Если хозяин возьмет себе другую жену, то пусть сохранит за той прежнюю долю мяса, одежды и место в доме.
11 а если он сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.11 Эти три вещи человек обязан сделать для неё, а если этого не сделает, то женщина становится свободной, и это ей ничего не будет стоить, она не должна этому человеку денег.11 Если он не даст ей все это, то она может стать свободной без выкупа.11 А если он не сохранит за нею этих трех вещей, то она может уйти от него без выкупа.
12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;12 Если человек ударит кого и убьёт его, то и его самого следует убить.12 — Любой, кто ударит человека и убьет его, будет предан смерти.12 Всякий, кто ударит человека так, что тот умрет, должен быть предан смерти.
13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце];13 Если же произойдёт несчастный случай, и человек убьёт кого-то непреднамеренно, значит Богу было угодно, чтобы это произошло, и этот человек может бежать в одно из тех особых мест, которые Я укажу, куда люди могут бежать от опасности.13 Если он сделает это неумышленно, если допустит этому случиться Бог, пусть убийца убежит, куда Я укажу.13 Если ударивший не замышлял убийства (так уж получилось по воле Божьей), то он может найти убежище; Я назначу вам место для этого.
14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть.14 Но если человек задумал убить другого из-за того, что сердит на него, или из ненависти к нему, то убийца должен быть наказан: уведите его от Моего алтаря и убейте.14 Но если человек затаит зло и убьет другого человека намеренно, заберите его от Моего жертвенника и предайте смерти.14 Но если он убил намеренно, то предай его смерти, даже если будет искать защиты возле Моего жертвенника.
15 Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.15 Всякий, кто ударит своего отца или мать, должен быть убит.15 Любой, кто ударит отца или мать, должен быть предан смерти.15 Всякий, кто ударит отца или мать, должен быть предан смерти.
16 Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.16 Если человек похитит кого, чтобы продать в рабство или сделать своим рабом, этот человек должен быть убит.16 Любой, кто украдет человека и продаст его или будет еще держать его у себя, когда его схватят, должен быть предан смерти.16 Всякий, кто украдет человека и продаст его (либо у него найдут украденного), должен быть предан смерти.
17 Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.17 Всякий, кто проклянёт своего отца или мать, должен быть убит.17 Любой, кто злословит отца или мать, должен быть предан смерти.17 Всякий, кто оскорбит отца или мать, должен быть предан смерти.
18 Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,18 Если двое поссорятся, и один ударит другого камнем или кулаком, и если тот, кого ударили, не убит, то и тот, кто его ударил, не должен быть убит.18 Если мужчины поссорятся и один ударит другого камнем или кулаком и тот не умрет, но сляжет,18 Если во время ссоры один человек ударил другого камнем или кулаком, но тот остался жив, хотя и слег,
19 то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.19 Если человек изувечен и должен какое-то время оставаться в постели, то изувечивший его должен заплатить ему за потерянное время и содержать его, пока тот полностью не поправится.19 нанесший удар не будет в ответе, если тот, кто получил увечье, поднимется и станет выходить из дома, опираясь на палку. Но он должен заплатить ему за потерянное время и за лечение.19 а потом поднялся и выходит из дому, опираясь на костыль, то ударивший не подлежит наказанию: он должен лишь оплатить время, что тот проболел, и обеспечить ему лечение.
20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;20 Иногда люди бьют своих рабов и рабынь, если раб умрёт от побоев, то убийца должен быть наказан.20 Если хозяин ударит раба или рабыню палкой и раб тотчас умрет, хозяин должен быть наказан.20 Если хозяин ударит палкой раба или рабыню и те умрут на месте — с него нужно взыскать за эту смерть.
21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.21 Если же раб не умрёт и через несколько дней поправится, то тот человек не должен быть наказан, ибо хозяин заплатил за раба деньги, и раб принадлежит ему.21 Но если раб встанет через день или два, хозяина наказывать не следует, потому что раб — его собственность.21 Но если раб или рабыня проживут после этого еще день или два, то за их смерть взыскивать не нужно: раб — это имущество хозяина.
22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;22 Если двое подерутся и ударят беременную женщину, и это вызовет у неё роды, и другого вреда ей не было нанесено, то тот, кто виноват, должен заплатить штраф, и муж той женщины пусть решает, какой должен быть штраф, и пусть ему в этом помогут судьи.22 Если дерущиеся мужчины ударят беременную женщину и она преждевременно родит, но другого вреда не будет, с обидчика нужно взыскать все, что потребует муж и позволит суд.22 Если мужчины во время драки заденут беременную женщину и у нее будет выкидыш, но сама она не умрет, то пусть виновный заплатит за выкидыш — столько, сколько назначит муж этой женщины.
23 а если будет вред, то отдай душу за душу,23 Если же женщине причинили большой вред, то повредивший ей должен быть наказан: отдай жизнь за жизнь,23 Если будет причинен вред, берите жизнь за жизнь,23 А если женщина умрет, то ты должен отдать жизнь за жизнь.
24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,24 око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,24 глаз за глаз, зуб за зуб, ногу за ногу,24 Глаз за глаз. Зуб за зуб. За руку — рука. За ногу — нога.
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.25 ожог за ожог, ушиб за ушиб, рану за рану.25 ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб.25 Ожог за ожог. Рана за рану. Ушиб за ушиб.
26 Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;26 Если человек ударит раба в глаз и раб ослепнет на этот глаз, то раб будет отпущен на свободу, ибо глаз - плата за свободу, будь то раб или рабыня.26 Если хозяин ударит раба или рабыню в глаз и выбьет его, пусть отпустит их на свободу за глаз.26 Если хозяин ударит раба или рабыню и повредит им глаз, то за этот глаз он должен отпустить их на свободу.
27 и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.27 Если хозяин ударит раба и выбьет ему зуб, то раб будет отпущен на свободу, ибо зуб - плата за свободу, будь то раб или рабыня.27 Если он выбьет рабу или рабыне зуб, пусть отпустит их на свободу за выбитый зуб.27 И если хозяин выбьет зуб у раба или рабыни, то за этот зуб он должен отпустить их на свободу.
28 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;28 Если чей-то бык забодает мужчину или женщину, то забейте этого быка камнями, а мясо его не ешьте. Владелец же быка не виноват.28 Если бык забодает мужчину или женщину до смерти, быка нужно забить камнями, а мясо его есть нельзя. Но хозяин быка не будет в ответе.28 Если бык забодает насмерть мужчину или женщину, то быка нужно забить камнями. Мясо его есть нельзя. Хозяин быка не в ответе.
29 но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;29 Если бык бодался и раньше и владелец был предупреждён, то виноват владелец, ибо не держал быка на привязи или под замком. Поэтому, если быка выпустили на свободу и он забодал кого-то, то виноват владелец: быка того следует забить камнями, а владельца его предать смерти.29 Если бык был бодлив и хозяина предупреждали, но он не смотрел за ним, и тот убил мужчину или женщину, быка нужно забить камнями, а хозяина тоже предать смерти.29 Но если бык и прежде был бодлив и хозяина предупреждали об этом, а он не смотрел за быком и тот забодал мужчину или женщину, тогда быка нужно забить камнями, а хозяина предать смерти.
30 если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.30 Семья убитого, однако, может согласиться принять деньги, и если они примут деньги, то того, кому принадлежал бык, убивать не следует, он же должен заплатить столько денег, сколько присудит судья.30 Впрочем, если с него потребуют выкуп, он может откупиться, заплатив столько, сколько потребуется.30 (Если на хозяина наложат выкуп, то пусть он уплатит, сколько будет назначено, и тем выкупит свою жизнь.)
31 Сына ли забодает, дочь ли забодает, - по сему же закону поступать с ним.31 Тот же самый закон должен быть соблюдён, если бык забодает у кого сына или дочь;31 Этот же закон действует, если бык забодает мальчика или девочку.31 Так же следует поступить, если бык забодает сына или дочь главы семьи.
32 Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.32 если же бык забодает раба, то владелец животного должен заплатить хозяину раба 30 серебряных монет, а бык должен быть забит камнями, и этот закон одинаково применим и к рабам и рабыням.32 Если бык забодает раба или рабыню, пусть хозяин заплатит их господину тридцать шекелей серебра, а быка пусть забьют камнями.32 Если бык забодает раба или рабыню, то хозяин быка должен уплатить хозяину раба тридцать шекелей серебра, а быка нужно забить камнями.
33 Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет в нее вол или осел,33 Если кто снимет крышку с колодца или, выкопав яму, не прикроет её, и в эту яму упадёт скотина, принадлежащая другому человеку, то виновен тот, кому принадлежит эта яма.33 Если кто-то, открыв или выкопав яму, не закроет ее, и туда упадут вол или осел,33 Если хозяин оставит яму для воды открытой или выкопает яму, но не закроет ее, и туда свалится бык или осел,
34 то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его.34 Владелец ямы должен заплатить за скотину, но после того, как заплатит за неё, ему следует разрешить оставить себе труп этой скотины.34 он должен заплатить за потерю. Пусть он заплатит хозяину, а туша будет его.34 то хозяин ямы должен возместить стоимость животного, а тушу пусть забирает себе.
35 Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам;35 Если бык, принадлежащий какому-то человеку, забодает быка другого человека, то они должны продать оставшегося в живых быка, каждый из них получит половину вырученных от продажи денег, и каждый из них получит также половину убитого быка.35 Если чей-то бык изувечит чужого быка и тот умрет, пусть хозяева продадут живого быка и поделят поровну и выручку, и тушу.35 Если бык забодает насмерть чужого быка, то пусть их владельцы продадут живого быка, а выручку, как и тушу, поделят поровну.
36 а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но хозяин его [быв извещен о сем] не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его.36 Если же бык и раньше бодал другую скотину, то владелец в ответе за быка. Если его бык забодает другого быка, владелец виновен в том, что выпустил быка на свободу, и должен заплатить быком за быка: должен обменять своего быка на убитого.36 Но если было известно, что бык бодлив, а хозяин не держал его взаперти, он должен заплатить быком за быка, а тушу пусть возьмет себе.36 Но если про быка и прежде знали, что он бодлив, то пусть хозяин, не смотревший за быком, возместит ущерб: отдаст быка за быка. А тушу пусть забирает себе.