1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.1 Вино и пиво лишают человека разума, он становится шумен, начинает хвастать и совершать глупости.1 Вино глумливо, хмельное питье неистово; кто дает им себя обмануть, не мудр. 1 Глумливо вино, и брага буйна, кто пристрастился к ним, тому мудрым не быть.
2 Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.2 Гнев царя, словно рык льва. Если рассердишь царя, можешь лишиться жизни.2 Ярость царя подобна львиному реву; досадивший ему поплатится жизнью. 2 Царская ярость — как рык львиный, навлечь ее — грех против себя самого.
3 Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.3 Любой глупец может начать спор, поэтому уважай того, кто отказывается спорить.3 Честь для человека — удерживаться от раздоров, а всякий глупец скор на ссору. 3 Почет тому, кто далек от ссоры, куда всякий глупец спешит ввязаться.
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.4 Ленивый слишком ленив, чтобы сеять, поэтому во время жатвы он ищет хлеб, но не находит ничего.4 Ленивый не пашет вовремя; возьмется искать в пору жатвы, и нет ничего. 4 Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет.
5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.5 Советы людские - словно глубокий колодец, мудрый будет черпать из них.5 Замыслы в человеческом сердце — глубокие воды, но разумный сможет их вычерпать. 5 Сокровенный замысел — что глубокий омут, но разумный сумеет зачерпнуть из глубины.
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?6 Многие могут называть себя `верными друзьями`, но трудно найти такого, на кого можно положиться.6 Многие зовут себя преданными, но где найти человека, кому бы довериться? 6 Многие кричат о своей преданности, но человека верного — найдешь ли?
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!7 Добрый человек живёт доброй жизнью, и дети его будут благословенны.7 Праведник живет беспорочной жизнью, блаженны после него его дети. 7 Праведник живет непорочно, блаженны его потомки!
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.8 Царь может видеть зло своими глазами, когда он судит людей.8 Когда царь садится на судейский престол, он глазами способен все зло развеять. 8 Воссядет царь судить — и пред взором его развеется зло.
9 Кто может сказать: `я очистил мое сердце, я чист от греха моего?'9 Может ли человек сказать, что всегда поступает хорошо? Может ли сказать, что он безгрешен? Нет!9 Кто может сказать: «Я очистил сердце, я чист и безгрешен»? 9 Кто же скажет: «Нет порока в моем сердце, от греха своего я очистился»?
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.10 Господь ненавидит тех, кто обманывает других, пользуясь неверными весами.10 Неверные весы и неверные гири – и то и другое мерзко для Господа. 10 Взвесил, да обвесил; отмерил, да обмерил — мерзость все это для Господа.
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.11 Даже ребёнок своими поступками показывает хороший он, или плохой. Следя за ним, легко узнаёшь честен ли он и хорош.11 Даже ребенка узнают по его делам, по тому, чисты ли поступки его, правильны ли. 11 Смолоду человек познается по делам, чисты ли, честны ль его поступки.
12 Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.12 У нас есть глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, - их сотворил для нас Господь.12 Уши, которые слышат, и глаза, которые видят – и то и другое создал Господь. 12 Ухо слышащее, око зрячее — то и другое создано Господом.
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.13 Если любишь спать, то проснёшься бедным, но используй время для работы, и у тебя будет много хлеба.13 Не люби спать, не то обнищаешь; бодрствуй, и будешь досыта есть. 13 Любишь поспать — дождешься нищеты; не смыкаешь глаз — наешься досыта.
14 `Дурно, дурно', говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.14 Человек, покупающий что-либо у тебя, всегда говорит: `Это не очень хорошее и слишком дорого стоит`, но потом хвалится перед другими удачной покупкой.14 «Плохо, плохо», — говорит покупатель, а когда отойдет, то покупкой хвастает. 14 «Дрянной товар!» — говорит покупатель, а едва отойдет — давай хвалиться.
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.15 Золото и драгоценности могут сделать человека богатым, но разумная речь человека стоит гораздо дороже.15 Есть золото и много драгоценных камней, но уста ученые — редкая драгоценность. 15 Есть на свете золото, есть самоцветы, но сведущие уста драгоценнее.
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.16 Если взялся отвечать за долги другого, потеряешь рубаху свою.16 Забери одежду у поручившегося за незнакомца, удержи залог у ручавшегося за чужую жену. 16 Кто за чужого поручился, в залог отдаст одежду, и такой же залог — за жену чужую.
17 Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.17 Если получаешь что-нибудь обманом, это может показаться хорошим, но в итоге окажется, что ничего не будет стоить.17 Сладка человеку пища, добытая обманом, но после нее рот будет полон песка. 17 Сладок хлеб, добытый обманом, но во рту битым камнем обернется.
18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.18 Перед тем как строить планы, получи добрый совет и, если начинаешь войну, найди тех, кто тебя направит.18 Строй замыслы, обсуждая их с другими; если ведешь войну, ищи мудрого совета. 18 Замысел зреет в обсуждениях: ведя войну, выслушивай советы.
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.19 Кто разносит слухи о других, не заслуживает доверия. Не будь другом того, кто много говорит.19 Сплетня доверие предает, так что избегай человека, который болтлив. 19 Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном.
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.20 Кто говорит против отца или матери, тот подобен угасающему свету.20 У проклинающего отца или мать светильник погаснет во тьме кромешной. 20 Кто проклинает отца с матерью — погаснет его светильник во тьме кромешной.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.21 Если ты легко получил богатство, ты его не будешь ценить.21 Наследство, поспешно захваченное вначале, в конце не принесет благословения. 21 С жадностью схваченное наследство не обернется благословением.
22 Не говори: `я отплачу за зло'; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.22 Не стремись сам наказать того, кто тебе вредит. Господь его накажет и сделает тебя победителем.22 Не говори: «Я отплачу за обиду!» Положись на Господа — Он спасет тебя. 22 Не говори: «Отплачу за зло!» Доверься Господу, и Он защитит тебя.
23 Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро.23 Иные пользуются неправильными гирями и неточными весами, обманывая других. Это неправедно и ненавистно Господу.23 Мерзость для Господа гири неправильные, и весы нечестные Ему неугодны. 23 Гири с обманом — мерзость для Господа, и дурное дело — неверные весы.
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?24 Господь решает, что случится в жизни каждого. Как человек сам может знать, что произойдёт в его жизни?24 Шаги человека направляет Господь. Как же может человек путь свой постичь? 24 Господь направляет шаги человека. А человеку — как понять свой путь?
25 Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.25 Осторожно подумай перед тем, как дать Богу обещание, чтобы потом не пожалеть о данном обете.25 Ловушка для человека — поспешно посвящать что-либо и только после обдумывать свой обет. 25 Ловушка для человека — торопливая клятва или обет необдуманный.
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.26 Мудрый царь определит, кто из людей злой, и накажет виновных.26 Мудрый царь провеивает нечестивых; он гонит по ним молотильное колесо. 26 Мудрый царь развеет нечестивцев, колесом молотильным по ним проедет.
27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.27 Господь способен видеть даже то, что в душе человека.27 Дух человека — светильник Господень, исследующий все глубины его существа. 27 Дух в человеке — светильник Господень, что просвечивает его насквозь.
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.28 Истинный и преданный царь сохранит свою силу, преданность поддержит царство его.28 Любовь и истина хранят царя; милостью он утверждает престол свой. 28 Вера и правда сберегают царя, верностью укрепляется престол.
29 Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.29 Мы восхищаемся силой юноши, но уважаем седину старого.29 Слава юношей в силе их, седина — украшение старости. 29 Юноши сияют силой, а старцев украшает седина.
30 Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.30 Наказание может очистить человека от совершённых им неправедных поступков. Боль способна изменить человека изнутри.30 Удары, что ранят, очищают от зла, и битье очищает глубины сердца. 30 Раны и рубцы очищают от зла, исправляют побои сердце человека.