1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.1 Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся.1 Лучше сухая корка с покоем и миром, чем дом, полный заколотого скота, а в нем — вражда. 1 Лучше черствая корка, да с миром, чем дом, где пиры да раздоры.
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.2 Умный слуга будет господствовать над ленивым сыном хозяина. Этот слуга получит наследство как один из сыновей.2 Мудрый слуга будет править беспутным сыном и получит долю наследства среди братьев. 2 Умный раб получит власть над недостойным сыном господина и наследство с его братьями разделит.
3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.3 Золото и серебро очищают огнём, но сердца людей очищает Господь.3 Тигель для серебра, и для золота — горн плавильный, а Господь испытывает сердца. 3 Для плавки серебра — тигель, для золота — горнило, а для сердец — испытания от Господа.
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.4 Злобный слушает о зле других. Лжец слушает ложь других.4 Нечестивый слушает уста злодея; лгун внимает пагубному языку. 4 Злодей прислушивается к лукавым речам, и лжец внимает словам злокозненным.
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].5 Кто насмехается над бедными, над окружёнными несчастьями, тот не чтит сотворившего его Господа, и понесёт наказание.5 Издевающийся над нищим оскорбляет его Создателя, радующийся несчастью не останется безнаказанным. 5 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца, и кто злорадствует, не уйдет от возмездия.
6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]6 Внуки делают счастливыми стариков, и дети гордятся родителями.6 Внуки — венец старикам, а отцы — гордость своих сыновей. 6 Венец старцам — дети детей, а слава сынов — их отцы.
7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.7 Немудро глупому говорить слишком много, также и правителю немудро лгать.7 Не пристала невеже высокая речь, а тем паче благородному — лживое слово! 7 Не пристала глупому важная речь, а благородному — речи лживые.
8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.8 Иные считают, что взятка - это амулет, приносящий удачу везде, куда они идут.8 Взятка — как волшебный камень в глазах дающего ее: куда он ни повернется, преуспеет. 8 Дающему взятка кажется волшебным камнем: куда ни поверни, всюду выгода.
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.9 Если ты прощаешь обидчика твоего, вы можете стать друзьями, но если ты продолжаешь помнить обиду, это повредит дружбе.9 Прощающий оскорбление ищет любви, а напоминающий о нем отталкивает близкого друга. 9 Кто стремится к любви, забывает обиду, а злопамятный теряет друга.
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.10 Умный учится на собственных ошибках, но глупца ничему не научат и сотни уроков.10 Упрек сильнее воздействует на разумного, чем сто ударов на глупца. 10 Понятливого укор уязвит сильней, чем глупца — сотня тумаков.
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.11 Злой стремится делать зло, но Господь пошлёт ему наказание.11 Только смуты ищет злодей, и вестник безжалостный будет послан против него. 11 Злодей только к смуте стремится, и ангел неумолимый будет послан к нему.
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.12 Опасно встретить медведицу, у которой украли детей, но это лучше, чем встретить погружённого в свою глупость человека.12 Лучше встретить медведицу, лишенную медвежат, чем глупца с его глупостью. 12 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей, чем глупца, когда дурь в нем бушует!
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.13 Не причиняй зла тем, кто делает тебе добро, иначе беды тебя не покинут до конца дней твоих.13 Если человек воздает за добро злом, зло не покинет его дома. 13 Кто злом воздает за добро — от его дома зло не отступится!
14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.14 Начать спор - словно пробить дыру в плотине. Поэтому прекрати спор, пока дыра не стала ещё больше.14 Ссору начать — что плотину пробить; остановись, прежде чем она вспыхнет. 14 Начало ссоры — как прорыв плотины, уймись, пока вражда не разбушевалась.
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.15 Господь ненавидит две вещи - наказывать тех, кто ничего плохого не сделал, и прощать тех, кто виновен.15 Оправдывающий виноватого и обвиняющий невиновного – Господь гнушается их обоих. 15 Оправдать злодея, осудить невинного — и то, и другое Господу мерзко.
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]16 Когда деньги у глупого, они потеряны, он никогда не использует их мудро.16 Зачем глупцу на премудрость деньги, если учиться он не желает? 16 К чему глупцу трясти мошной? Как купишь мудрость, если нет ума?
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.17 Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье.17 Друг любит во всякое время, и брат рожден разделить беду. 17 Любовь друга — на все времена, и брат рожден, чтобы с братом беду разделить.
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.18 Только глупый берёт на себя ответственность за долги другого.18 Лишь неразумный человек дает залог, чтобы ручаться за другого. 18 Безрассудный тянет руку, спешит поручиться за другого.
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.19 Кто любит споры, тот любит грех. Кто себя хвалит, тот призывает беды.19 Кто любит ссоры, тот любит грех; тот, кто бахвалится , ищет падения. 19 Кто любит свары — любит злодейство, кто превозносится — накличет падение.
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.20 Злой человек ничего не приобретёт, кроме несчастья.20 Лукавый сердцем не преуспеет; лживый язык попадет в беду. 20 Лживому сердцу добра не видать, коварный язык доведет до беды.
21 Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется.21 Печален отец, чей сын глуп, он никогда не будет счастлив.21 Горе тому, кто родил глупца; нет радости отцу дурня. 21 Кто породил глупца, родил себе горе: не порадуешься дури собственного сына.
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.22 Счастье - словно целебное лекарство, печаль же - словно иссушающая болезнь.22 Веселое сердце исцеляет, как лекарство, а подавленный дух иссушает кости. 22 Радость на сердце — лучшее лекарство, а угнетенный дух иссушает тело.
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.23 Злой берёт взятку за то, чтобы извратить правосудие.23 Нечестивый тайно берет взятку, чтобы извратить пути правосудия. 23 Нечестивец из-под полы берет взятку за то, что искажает правосудие.
24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.24 Мудрый занимается насущными делами, в то время как глупый беспокоится о том, что мало вероятно.24 Разумный держит на мудрости взгляд, а глаза глупца блуждают на краях земли. 24 Проницательный взор обращен к Премудрости, а взгляд глупца — во все концы земли.
25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.25 Глупый сын - скорбь для отца и грусть для матери своей.25 Глупый сын — горе для отца и горечь для матери. 25 Глупый сын — досада отцу и огорчение для матери.
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.26 Наказывать правителей за правду так же несправедливо, как наказывать невинного.26 Нехорошо и наказывать невиновного, и знатных бичевать за правду. 26 Дурное дело — взыскивать с невиновного или бить благородного за прямоту.
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.27 Мудрый обращается со словами осторожно, мудрый не впадает легко во гнев.27 Человек знания осторожен в словах, и рассудительный — хладнокровен. 27 Сведущий осторожен в словах, и кто разумен, тот хладнокровен.
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.28 Даже глупый кажется мудрым, когда молчит. Люди считают мудрым того, кто ничего не говорит.28 Даже глупца, когда он молчит, мудрым сочтут, и когда он удерживает язык, рассудительным. 28 Глупец промолчит — и сойдет за мудреца, сомкнет уста — и кажется умным.