1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. | 1 Человек предполагает, а Господь располагает. | 1 Человек строит планы, а ответ языка — от Господа. | 1 Сердце человека строит планы, но ответ на все — от уст Господних. |
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. | 2 Человек считает, что он прав во всём, но Господь судит по истинным поступкам. | 2 Все пути человека пред глазами его чисты, но Господь оценивает побуждения. | 2 Каждый считает свой путь непорочным, но Господь испытывает души. |
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. | 3 Во всех делах твоих обращайся за помощью к Господу, и тогда тебя ждёт успех. | 3 Вверяй свое дело Господу, и осуществится задуманное тобой | 3 Вверяй Господу свои дела — и замыслы твои свершатся. |
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. | 4 У Господа на всё есть планы. В планах Господних крушение злобных. | 4 Господь создал все для Своей цели – даже злодея на день беды. | 4 Все создано Господом для своей цели, и нечестивец — для дня беды. |
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] | 5 Господу неугоден тот, кто ставит себя выше других. Господь непременно накажет гордецов. | 5 Господь гнушается всех надменных. Твердо знай: они не останутся безнаказанными. | 5 Надменное сердце — мерзко Господу, ни за что не уйти ему от наказания. |
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. | 6 Истинная любовь и верность сделают тебя чистым в душе. Почитай Господа, и ты будешь вдали от зла. | 6 Любовь и верность искупают грех; и страх перед Господом уводит от зла. | 6 Вера и правда искупают вину, страх Господень отводит беду. |
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. | 7 Живущий праведно - угоден Господу, и даже враги такого человека будут с ним в мире. | 7 Когда пути человека угодны Господу, Он даже врагов его с ним примиряет. | 7 Если угодны Господу пути человека, Он примирит с ним даже врагов. |
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. | 8 Лучше немного приобрести правдой, чем много - обманом. | 8 Лучше немногое с праведностью, чем большие доходы с неправедностью. | 8 Лучше малость, да с праведностью, чем богатая прибыль, да с беззаконием. |
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. | 9 Человек строит планы, но Господь решает их осуществление. | 9 Человек обдумывает свой путь, но Господь направляет его шаги. | 9 Человек избирает свой путь, но твердость шагам придает Господь. |
10 В устах царя - слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. | 10 Слово царя - закон. Его решения должны быть справедливы. | 10 Царь говорит по внушению свыше; уста его не должны извращать правосудие. | 10 В устах царя — вещее слово, не ошибется он в своем приговоре. |
11 Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме. | 11 Господь хочет, чтобы все весы были верны и все соглашения справедливы. | 11 Верные весы и безмены — от Господа; и все гири в сумке — от Него. | 11 Верные чаши весов — от Господа, и гири в суме? — творение рук Его. |
12 Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. | 12 Цари ненавидят дела злых. Доброта придаёт его царству силу. | 12 Цари гнушаются злодеяниями, ведь престол утверждается праведностью. | 12 Мерзки царям нечестивые поступки, праведностью утвердится престол. |
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. | 13 Цари всегда хотят слышать правду, им нравятся люди, которые не лгут. | 13 Царям угодны правдивые уста, они любят говорящих истину. | 13 Угодны царям праведные уста, люб им тот, кто говорит честно. |
14 Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. | 14 Царь во гневе может убить, но мудрый человек постарается, чтобы царь был счастлив. | 14 Царский гнев — вестник смерти, но мудрец его успокоит. | 14 Гнев царя — что ангел смерти, но мудрый человек и его успокоит. |
15 В светлом взоре царя - жизнь, и благоволение его - как облако с поздним дождем. | 15 Если счастлив царь, то жизнь лучше для всех. Его расположение - это весенний дождь из облаков. | 15 Когда лицо царя проясняется — это жизнь; его милость подобна облаку с весенним дождем. | 15 В светлом взоре царя — жизнь, благоволение его — как ливень весенний. |
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. | 16 Мудрость стоит дороже золота, разум стоит дороже серебра. | 16 Приобретать мудрость гораздо лучше, чем золото; лучше приобретать разум, нежели серебро. | 16 Лучше знание копить, чем червонное золото, лучше разум обрести, чем чистое серебро. |
17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. | 17 Добрые люди стараются жить вдалеке от зла. Кто осторожен, тот спасёт свою душу. | 17 Дорога праведных уводит от зла; тот, кто хранит свой путь, бережет свою жизнь. | 17 Дорога честных — в стороне от зла, кто с пути не собьется — жизнь сбережет. |
18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. | 18 Человеку гордому грозит гибель, высокомерному грозит поражение. | 18 Гордость предшествует гибели, надменность духа — падению. | 18 Несчастью предшествует гордыня, а падению — высокомерие. |
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. | 19 Лучше быть смиренным и жить среди бедных, чем делить богатство с высокомерными. | 19 Лучше быть кротким духом и среди бедняков, чем делить добычу с надменными. | 19 Лучше жить в смирении с бедняками, чем с гордецами делить награбленное. |
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. | 20 Тот, кто слушает советы других, преуспеет, и тот, кто надеется на Бога, будет благословен. | 20 Внимательный к наставлению преуспеет, и блажен полагающийся на Господа. | 20 Кто рассудителен, обретет благополучие, и кто надеется на Господа обретет блаженство. |
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. | 21 Если мудр человек, другие это поймут, и тот, кто осторожно выбирает слова, - убедителен. | 21 Мудрого сердцем зовут понимающим, и приятная речь прибавит убедительности. | 21 Кто мудр сердцем, прослывет разумным, а сладость речей прибавит убедительности. |
22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. | 22 Мудрость приносит истинную жизнь мудрым, глупые учатся ещё большей глупости. | 22 Разум — источник жизни для имеющих его, а глупость — кара глупцам. | 22 Рассудительность — источник жизни, а наказание глупцу — его глупость. |
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. | 23 Мудрый думает, прежде чем говорить, и, сказанное им достойно внимания. | 23 Разум мудрого делает его речь рассудительной и придает словам его убедительности. | 23 Разум мудреца подскажет ему слова и придаст убедительности его речам. |
24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. | 24 Добрые слова подобны мёду и целебны для человека. | 24 Приятные слова — медовые соты, сладки для души и для тела целебны. | 24 Ласковая речь — что медовые соты: душе услаждение, телу исцеление. |
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. | 25 Есть путь, который людям кажется правильным, но он ведёт к смерти. | 25 Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его — пути смерти. | 25 Иной путь и кажется прямым, но в конце концов приводит к смерти. |
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. | 26 Голод работающего заставляет его работать ради хлеба его. | 26 Живот работника работает за него; его подгоняет его же голод. | 26 Работник сам себе не даст передышки, когда подгоняет его голод. |
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. | 27 Ничтожный человек замышляет недоброе, его советы, как огонь, опасны. | 27 Негодяй умышляет зло, речь его, словно огонь палящий. | 27 Негодяй изобретателен на зло, изо рта его — словно пламя пышет. |
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. | 28 Склочник - всегда причина ссор, а сплетник разрушает дружбу. | 28 Лукавый человек сеет раздор, и сплетня разлучает близких друзей. | 28 Коварный сеет раздоры, клеветник разлучает друзей. |
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; | 29 Вспыльчивый причиняет беды друзьям и ведёт их по неверной дороге. | 29 Любящий насилие обольщает ближнего своего и на путь недобрый его уводит. | 29 Злодей с пути сбивает ближнего и толкает его на путь недобрый. |
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы]. | 30 Кто подмигивает и ухмыляется, задумывает недоброе. | 30 Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло. | 30 Кто щурится, тот замышляет превратное; кто губы кривит — творит дела дурные. |
31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды. | 31 Седина - корона славы, она приходит от праведной жизни. | 31 Седина — это славы венец; что достигается праведной жизнью. | 31 Седина — сияющий венец, завершение праведного пути. |
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. | 32 Лучше быть терпеливым воином, чем смелым; и лучше владеть собой, чем владеть целым городом. | 32 Терпеливый лучше воина, владеющий собой, лучше завоевателя города. | 32 Выдержка лучше богатырской мощи, кто владеет собой — сильней покорителя городов. |
33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа. | 33 Ища решения, люди бросают жребий, но решение приходит от Господа. | 33 Бросают жребий в полу одежды, но любое решение его — от Господа. | 33 Тянут из-за пазухи жребий, но всякое решение — от Господа. |