1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. | 1 Мудрая женщина создаёт дом свой благодаря мудрости, а глупая разрушает его своей же глупостью. | 1 Мудрая женщина дом свой устроит, а глупая своими руками разрушит. | 1 Мудрая женщина возводит дом, а женщина глупая — сама его рушит. |
2 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. | 2 Живущий праведно чтит Господа, а кто неискренен, тот Господом пренебрегает. | 2 Идущий прямым путем боится Господа, а тот, чьи пути кривы, Его презирает. | 2 Кто боится Господа, ступает прямо, а кто Его презирает — петляет. |
3 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. | 3 Речи глупого причиняют множество бед. Речь мудрого от бед хранит. | 3 В устах глупца — плеть для его спины, а уста мудрецов хранят их. | 3 Болтовня гордеца — это плеть для него, а речи мудрецов — защита для них. |
4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. | 4 Если нет быков для работы, то амбар будет пуст. Для доброго урожая люди используют силу быков. | 4 Где нет быков, кормушка пуста; но где сильные быки, там обильная жатва. | 4 Нет волов — и пусты закрома, а при могучих быках урожай обилен. |
5 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. | 5 Честный человек никогда не лжёт - он надёжный свидетель. Лживый человек лжёт постоянно - он лжесвидетель. | 5 Правдивый свидетель не станет лгать, а лживый свидетель дышит ложью. | 5 Верный свидетель не обманет, а нечестный свидетель дышит ложью. |
6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. | 6 Насмехающиеся над Богом ищут мудрости, но никогда не найдут. Мудры только те, кто верят в Бога, к ним знание приходит легко. | 6 Глумливый ищет мудрости, но не находит, а разумному знание дается легко. | 6 Ищет наглец мудрости, да не сыщет, а разумному легко дается знание. |
7 Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. | 7 Не становись другом глупца, он ничему тебя не научит. | 7 Держись от глупца подальше, от него ты мудрости не дождешься. | 7 Держись подальше от глупца, умных слов от него не дождешься. |
8 Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных - заблуждение. | 8 Разумные мудры - они обдумывают свои поступки. Глупые неразумны - они считают, что можно прожить обманом. | 8 Мудрость разумных — свой путь понимать, а коварство — это глупость глупцов. | 8 Мудрость прозорливого — в понимании своего пути, а неразумие глупцов — в их обманах. |
9 Глупые смеются над грехом, а посреди праведных - благоволение. | 9 Глупцы не верят в расплату за грехи. Добрые же - усердно молят о всепрощении. | 9 Глупцы смеются над приношением за вину, а к праведным — Божье благоволение. | 9 Глупцы смеются над искупительными жертвами, но благоволение Господне — с честными. |
10 Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой. | 10 Никто не прочувствует печали сильнее, чем опечаленный человек. И радость свою до конца прочувствовать может только он сам. | 10 Сердце знает свою беду, и радости его чужой не разделит. | 10 Только сердце человека знает его печали, и радости его другим не разделить. |
11 Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет. | 11 Дом злого человека разорится, дом праведника будет процветать. | 11 Дом нечестивых будет разрушен, а шатер праведных будет процветать. | 11 Дому нечестивых — разрушение, шатру честных — процветание. |
12 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. | 12 Иной путь кажется человеку правильным, но он ведёт только к смерти. | 12 Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его — пути смерти. | 12 Иной путь и кажется прямым, но в конце концов приводит к смерти. |
13 И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. | 13 Человек может быть печальным, даже когда он смеётся. Проходит веселье, а печаль его остаётся с ним. | 13 Даже при смехе может болеть душа, и радость может окончиться скорбью. | 13 Бывает, среди веселья опечалится сердце, и за радостью настает печаль. |
14 Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый - от своих. | 14 За всё содеянное злые люди заплатят, а доброму воздается за добро. | 14 Сполна по заслугам получит отступник, а хороший человек — по своим делам. | 14 К чему шел порочный — то он и получит, а хорошему человеку воздастся за труды. |
15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. | 15 Глупый верит всему, что слышит, а мудрый размышляет обо всём. | 15 Простак верит всему, но разумный следит за своими шагами. | 15 Легковерный всякому слову доверится, осмотрительный перед каждым шагом подумает. |
16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. | 16 Мудрый чтит Господа и сторонится зла. Глупый поступает бездумно и неосторожно. | 16 Мудрец осторожен и чуждается зла, а глупец необуздан и беззаботен. | 16 Мудрый страшится и чурается зла, зато глупец буянит, ничего не боится. |
17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. | 17 Вспыльчивый делает глупости, но мудрый всегда терпелив. | 17 Гневливый делает глупости, и лукавого ненавидят. | 17 Кто скор на гнев — натворит глупостей, кто коварен — того возненавидят. |
18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. | 18 Глупцы унаследуют ещё большую глупость, мудрым же воздаётся знанием. | 18 Глупость — удел простаков, а разумных венчает знание. | 18 Удел простаков — глупость, венец проницательных — знание. |
19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника. | 19 Добрые одолеют злых, склониться придётся злым. | 19 Злодеи будут кланяться перед добрыми, и нечестивые — у ворот праведника. | 19 Злодеи склонятся перед добрыми людьми, и нечестивцы — перед воротами праведника. |
20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. | 20 Бедного даже собственный сосед отвергает, богатого же принимают многие. | 20 Бедных не любят даже их соседи, а у богатых много друзей. | 20 Бедняком даже сосед гнушается, зато богача любят многие. |
21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. | 21 Не думай плохо о ближнем, и, если хочешь счастья, будь добр к бедным людям. | 21 Презирающий ближнего — грешит, но блажен, кто добр к нуждающимся. | 21 Кто презирает соседа — грешит, но блажен, кто заботится о несчастных. |
22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих. | 22 Зло задумавший, заблуждается, а творящий добро, будет иметь истинно преданных друзей. | 22 Разве умышляющие зло не сбились с пути? А те, чьи намерения добры, находят любовь и верность. | 22 Кто зло замышляет — собьется с пути; вера и правда — с тем, кто творит добро. |
23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. | 23 Упорный труд ведёт к изобилию, излишняя разговорчивость - к убытку. | 23 От всякого тяжелого труда бывает прибыль, а пустословие приносит только нужду. | 23 От упорных трудов — всегда прибыток, от пустословия — лишь нужда. |
24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть. | 24 Мудрым воздаётся богатством, но глупому глупостью. | 24 Венец мудрых — их богатство, а глупость — венок глупцов. | 24 Венец мудрецов — их богатство, украшение глупцов — их дурь. |
25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. | 25 Свидетельствующий правду, помогает другим, лгущий, наносит раны людям. | 25 Правдивый свидетель спасает жизни, а лживый свидетель — предатель. | 25 Верный свидетель спасает жизни, а коварный — дышит ложью. |
26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. | 26 Чтущий Господа обладает великой уверенностью, и у детей его будет прибежище. | 26 Кто боится Господа — тот в неприступной крепости, и детям его будет прибежище. | 26 Страх Господень — надежная защита, прибежище тебе и твоим детям. |
27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. | 27 Почитание Господа даёт настоящую жизнь и спасает от ловушек смерти. | 27 Страх перед Господом — источник жизни, отводящий от сетей смерти. | 27 Страх Господень — источник жизни, он сберегает от сетей смерти. |
28 Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. | 28 Множество подданных несёт величие царю, а малочисленное государство ничего не стоит. | 28 Слава царя — во множестве народа, а без подданных правителю гибель. | 28 Царь велик, когда подданных много, а редеет народ — погибает владыка. |
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. | 29 Терпеливый имеет ум, но неразумен во гнев впадающий. | 29 У терпеливого — великий разум, а гневливый выказывает глупость. | 29 Кто не скор на гнев, тот разумен, а кто вспыльчив — выказывает дурь. |
30 Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей. | 30 Здоровый разум в здоровом теле, зависть же - смертельная болезнь, проникающая до самых костей. | 30 Спокойное сердце — здоровье телу, а от зависти кости гниют. | 30 Сердце спокойно — тело здорово, а зависть и ревность — что гниль для костей. |
31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. | 31 Причиняющий зло бедному, не уважает Бога, ибо Бог сотворил и тех, и других. | 31 Кто притесняет бедных, тот презирает Творца их, а добрый к нуждающимся чтит Бога. | 31 Кто притесняет бедняков, оскорбляет их Творца, но кто заботится о нищих, прославляет Его. |
32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. | 32 В минуты несчастий злые терпят поражение, но добрые побеждают даже в смерти. | 32 Нечестивых губит их же злодейство, а праведнику и в смерти прибежище. | 32 Зло нечестивцев на них же и падет, а праведника защитит его непорочность. |
33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. | 33 Мудрый всегда думает о мудром. Глупый не знает, что такое мудрость. | 33 Мудрость покоится в сердце разумных, и среди глупцов дает знать о себе. | 33 Премудрость живет в разумном сердце, и среди глупцов она заметна. |
34 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов. | 34 Доброта возвеличивает народ, но грех - позор народов. | 34 Праведность возносит народ, а грех — позор для него. | 34 Праведностью велик народ, а грех подтачивает его. |
35 Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его. | 35 Доволен царь своими мудрыми помощниками, и в гневе царь на тех, кто позорит его. | 35 Царю угоден слуга разумный, но падет его гнев на того, кто позорит его. | 35 Царь благоволит разумному рабу и гневается на того, чьи дела постыдны. |