1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,1 Мелхиседек был царём Салима и священником Бога Всевышнего. Встретив Авраама, возвращавшегося после победы над царями, Мелхиседек благословил его.1 Этот Мелхиседек был царем Салима и священником Всевышнего Бога. Он встретил Авраама, возвращавшегося со сражения после победы над царями, и благословил его.1 Ведь этот самый Мелхиседек, царь Салима, священник Всевышнего Бога, встретил Авраама, когда тот возвращался после разгрома царей, и благословил его,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,2 И Авраам отдал ему десятую часть захваченного в битве. (Имя Мелхиседека, царя Салимского, имеет два толкования: во-первых, Мелхиседек означает `царь праведности`, а `царь Салима` означает также `царь мира`.)2 Авраам отдал ему десятую часть всего, что у него было. Само его имя «Мелхиседек» означает «царь праведности», а его титул «царь Салима» означает «царь, несущий мир».2 и Авраам уделил ему десятую часть всей добычи. Имя его, во-первых, переводится как «царь справедливый», а во-вторых, он еще и царь Салима, то есть «царь миролюбивый».
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.3 Никто не знает, никто были отец и мать Мелхиседека, ни его родословной, никто не знает, когда он родился и когда умер. Подобно Сыну Божьему, он остаётся первосвященником во веки веков.3 Нигде не написано ни о его отце, ни о матери, ни о других его предках, ни о начале, ни о конце его жизни, но он, уподобленный Сыну Божьему, остается священником вовеки.3 У него нет ни отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца. Уподобленный Сыну Бога, он остается священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.4 Вы видите, каково величие этого человека! Даже Авраам, наш патриарх, отдал ему десятую часть своей доли.4 Смотрите, насколько он был велик! Даже наш праотец Авраам дал ему десятую часть захваченного на войне.4 Вы только посмотрите, сколь велик должен быть тот, кому сам патриарх Авраам дал десятую часть отборнейшей добычи.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.5 Закон гласит, что потомки Левия, которые становятся священниками, должны собирать десятину с народа. Они собирают десятину с собратьев своих, хотя и те и другие- потомки Авраамовы.5 В Законе имеется повеление, согласно которому члены рода Левия, ставшие священниками, собирают с народа, то есть со своих братьев, десятую часть их дохода, хотя и они потомки Авраама .5 Потомков Левия, исполняющих службу священников, Закон обязал облагать десятиной народ, то есть своих братьев, хотя они потомки Авраама.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.6 Мелхиседек же, хотя и не произошёл от Левия, собрал десятину с Авраама и благословил имевшего обещание Божье.6 Но Мелхиседек, будучи священником не из рода Левия, принял десятую часть добычи Авраама и благословил его, того, кто уже имел обещания Божьи.6 А этот, хотя и не из рода Левия, взял десятину с Авраама и благословил его, уже имевшего обещание от Бога.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.7 Нет сомнения, что тот, кто раздаёт благословения, выше того, кто принимает их.7 Благословляет всегда тот, кто стоит выше благословляемого (это правило не имеет исключений).7 Вне всякого сомнения, только меньший может получать благословение от большего.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.8 Священники собирают десятину, но они всего лишь люди, которые живут, а потом умирают, Мелхиседек же, собравший десятину с Авраама, продолжает жить, как сказано в Писании.8 Десятую часть доходов принимают обычно смертные люди, но о Мелхиседеке засвидетельствовано, что он жив.8 Тем более, что десятину получают люди смертные, а там ее получил человек, о котором Писание свидетельствует, что он жив.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:9 Можно даже сказать, что Левий, собирающий десятину, в самом деле уплатил Мелхиседеку десятину через Авраама.9 В каком-то смысле и сам Левий, получающий десятины, через Авраама дал десятую часть доходов Мелхиседеку,9 И Левий, получая десятину, сам был, так сказать, обложен десятиной, которую он уплатил через Авраама.
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.10 Левий ещё не был рождён, но был воплощён в теле предка своего Авраама, когда Мелхиседек встретил его.10 потому что, когда Мелхиседек встретил Авраама, Левий, еще не рожденный, был в чреслах Авраама.10 Ведь Мелхиседек встретил его, когда он еще не родился и был, так сказать, еще внутри своего предка.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?11 Если бы совершенство было достижимо через священничество Левитов (ибо закон был дан народу, исходя из этого), то почему же была необходимость в том, чтобы появился другой священник, подобный Мелхиседеку, а не Аарону?11 Если бы совершенство достигалось через священство левитов (а оно было существенной частью Закона, который был дан народу), то разве была бы нужда в другом священнике — по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?11 Если бы совершенства можно было достигнуть через левитское священство (ведь Закон был дан народу на его основе), тогда зачем было нужно, чтобы говорилось о появлении другого Священника, подобного Мелхиседеку, а не такого, как Аарон?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.12 Если произойдёт смена в священничестве, то и закон должен измениться.12 Когда происходит перемена священства, одновременно должна произойти и перемена Закона.12 Ведь перемена священства неизбежно означает и перемену Закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.13 Христос, о Ком сказано всё это, принадлежал к иному племени, чем Левиты, и никто из Его рода не служил у алтаря.13 Тот же, о Ком мы сейчас говорим, принадлежал к роду, из которого никто и никогда не служил у жертвенника.13 Тот, о ком идет речь, принадлежит к другому племени, из которого никто никогда не служил при жертвеннике.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.14 Ибо очевидно, что Господь наш произошёл из рода Иуды, а Моисей не упоминал о священниках из этого племени.14 Ведь известно, что наш Господь был из рода Иуды, а Моисей не сказал ничего о священниках из этого рода.14 Общеизвестно, что наш Господь родом из племени Иуды, а Моисей, говоря о священниках, ничего не говорит относительно этого племени.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,15 И это становится ещё очевиднее, когда появляется священник, подобный Мелхиседеку.15 Нам становится еще яснее, что Закон изменился, когда появляется другой священник — по подобию Мелхиседека.15 И что еще очевиднее, явился новый Священник, Тот, кто подобен Мелхиседеку,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.16 Он стал Священником не по закону, основанному на людских уставах, а по воле неистребимой силы жизни.16 Он стал священником не по Закону, который требовал принадлежности к определенному роду, а по силе, которая заложена в вечной жизни.16 кто стал Священником не по закону о земном происхождении, но силою нетленной жизни.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.17 Ибо вот что сказано о Нём в Писании: `Ты стал Священником на веки вечные, подобно Мелхиседеку.`17 Ведь Писание свидетельствует: «Ты — священник навеки по чину Мелхиседека».17 Ведь Писание свидетельствует: «Ты — Священник навек, по чину Мелхиседека».
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,18 Старая заповедь отныне отменена, ибо она бесполезна и бессильна.18 Итак, прежнее повеление отменено, потому что оно оказалось слабым и бесполезным18 Итак, произошла отмена предыдущего установления, из-за его слабости и бесполезности —
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.19 Закон Моисея ничего не мог сделать совершенным, теперь же нам даровано нечто лучшее, чем закон, - надежда, благодаря которой мы приобщаемся к Богу.19 (Закон вообще ничего не сделал совершенным), и дается надежда на нечто лучшее, благодаря которой мы приближаемся к Богу.19 Закон ведь ничего не сделал совершенным, — и была дана новая надежда, благодаря которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы, -20 Важно также, что Бог дал клятву, когда сделал Иисуса Первосвященником. Когда те, другие, стали священниками, то произошло это без клятвы,20 Примечательно, что это подтверждено клятвой Бога. Другие священники получали свое служение без всякой клятвы,20 И здесь не обошлось без клятвы! Другие становились священниками без всякой клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, -21 Христос же стал священнослужителем, когда Бог поклялся и сказал: `Господь дал клятву и не изменит ей: Ты будешь священником на веки вечные.`21 но Христос стал священником по клятве Того, Кто сказал Ему: «Поклялся Господь и не откажется: Ты священник навеки». 21 но Он — с клятвой, потому что Бог сказал Ему: «Поклялся Господь и не передумает: Ты — Священник навек!»
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.22 Это означает, что Иисус - залог более прочного соглашения.22 Таким образом, Иисус стал поручителем гораздо лучшего завета.22 Клятва эта показывает, насколько лучше тот Договор с Богом, поручителем за который стал Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;23 Первосвященников было множество, ибо смерть прерывала их служение.23 Тех священников было много, одни умирали, и на смену им приходили другие,23 И священников было много потому, что смерть мешала им продолжать служение.
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,24 Иисус же будет жить вечно, и священничество Его вечно.24 а Иисус жив вечно, и Его священство тоже вечно.24 Но у Иисуса, живущего вечно, бессменное священство.
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.25 Поэтому Он и может спасти тех, кто придёт к Богу через Него, ибо будет жить вечно и всегда будет ходатайствовать за них.25 Поэтому Он в силах полностью спасать тех, кто благодаря Ему приходит к Богу. Он всегда жив и всегда ходатайствует за них.25 Поэтому Он и может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу, ибо Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за них.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,26 И потому Иисус именно такой Первосвященник, какой нам нужен. Он - святой, безгрешный и невинный, Он не поддаётся влиянию грешников и вознесён над небесами.26 Именно такой Первосвященник и был нам необходим: святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и находящийся превыше небес.26 Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес.
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.27 Ему нет нужды каждодневно приносить жертвы, подобно другим первосвященникам, сперва за свои грехи, а потом за человеческие. Он принёс Себя в жертву раз и навсегда.27 Ему нет необходимости приносить жертвы каждый день, как это делают другие первосвященники, принося вначале жертвы за свои грехи, а потом за грехи народа. Он сделал это за всех раз и навсегда, когда отдал в жертву Самого Себя.27 Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.28 Закон назначает первосвященниками тех, кто имеет человеческие слабости, клятвенное же обещание, пришедшее после закона, сделало первосвященником Сына Божьего, ставшего совершенным навечно.28 По Закону первосвященниками назначаются обыкновенные слабые люди, а согласно клятве, данной уже после Закона, был назначен Сын, полностью и навеки приготовленный к этому.28 Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки.