1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.1 Что же касается того, о чём писали вы, то лучше мужчине не жениться.1 Вы писали мне: «Хорошо, если мужчина не прикасается к женщине».1 Относительно того, что вы писали мне в письме: «Лучше мужчине не прикасаться к женщине».
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.2 Но во избежание блуда каждый мужчина должен иметь собственную жену, а каждая женщина должна иметь собственного мужа.2 Но чтобы избежать разврата каждый мужчина должен иметь свою жену и каждая женщина иметь своего мужа.2 Но раз так много разврата, то пусть у каждого мужчины будет своя жена и у каждой женщины свой муж.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.3 Муж должен давать жене своей то, что ей положено, и так же жена должна давать своему мужу всё, что ему положено, как её мужу.3 Муж должен выполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, и жена — по отношению к мужу.3 И пусть муж исполняет супружеский долг по отношению к жене, а жена по отношению к мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.4 Жена не властна над своим телом, а муж властен над ним. Так же и муж не властен над своим телом, жена властна над ним.4 Тело жены принадлежит не ей самой, но ее мужу. Также и тело мужа принадлежит не ему самому, но его жене.4 Не жена хозяйка своему телу, а муж, равно как и муж не хозяин своему телу, а жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.5 Не отказывайте друг другу, разве что с обоюдного согласия на некоторое время, чтобы вы могли предаться молитве, а затем снова соединяйтесь, чтобы сатана не мог искусить вас из-за отсутствия у вас самообладания.5 Не избегайте близости друг с другом, разве что на короткий период, договорившись это время посвятить посту и молитве. Но после этого будьте опять друг с другом, чтобы сатана не искушал вас невоздержанием.5 Не избегайте друг друга, разве только на время, по обоюдному согласию, чтобы провести время в молитве, а затем снова сойтись, иначе Сатана, нащупав слабое место, может искусить вас.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.6 Но это я говорю в качестве позволения, а не приказа.6 Впрочем, я говорю это в качестве уступки, а не повеления.6 Впрочем, тут я не приказываю, а только уступаю.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.7 Я хотел бы, чтобы все люди были подобны мне, но каждый получает от Бога свой собственный дар, один - такой, а другой - иной.7 Я бы хотел, чтобы все были, как я, но каждый имеет свой дар от Бога: у одного один, у другого другой.7 Конечно, я желал бы, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой дар от Бога: у одного один, у другого другой.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.8 Что же касается неженатых и вдовых, то я говорю: `Лучше для них, если они останутся одинокими, как я.8 Я же говорю безбрачным и вдовам: им лучше не вступать в брак и жить, как я.8 А неженатым и вдовам я говорю: лучше бы им жить одинокими, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.9 Но если они не могут воздержаться, то лучше жениться, чем сгорать от желания`.9 Но если они не в силах воздерживаться, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью.9 А не могут воздерживаться, пусть женятся. Лучше вступить в брак, чем гореть в огне.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -10 Тем же, кто женат, я велю вот что (хотя это говорю не я, а Господь): жена не должна стремиться развестись с мужем своим,10 А состоящим в браке не я, но Сам Господь дает такое повеление: жена не должна бросать своего мужа.10 А тем, кто в браке, я приказываю — впрочем, не я, а Господь. Жена не должна покидать мужа,
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.11 если же разведётся, то должна оставаться незамужней, или примириться с мужем своим, муж же не должен разводиться с женой своей.11 Если же она бросит мужа, то пусть либо вообще не вступает в новый брак, либо примирится со своим мужем и вернется к нему. Муж, в свою очередь, не должен разводиться с женой.11 а если покинет, пусть живет одна или же мирится с мужем. И муж пусть не разводится с женой.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;12 Что же касается остального, то я скажу (и это говорю я, а не Господь): если у кого-то из братьев жена - неверующая, и она согласна жить с ним, то он не должен разводиться с ней.12 Остальным же я говорю, и это слова не Господа, а мои: если у кого-либо из братьев неверующая жена, и если она хочет жить с ним, то он не должен разводиться.12 А остальным говорю уже я, а не Господь: если у какого-нибудь брата жена неверующая, но она согласна жить с ним, пусть не разводится с ней.
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.13 И если у женщины муж - неверующий, и он согласен жить с ней, то она не должна разводиться с ним,13 То же самое касается и женщины, у которой неверующий муж: если он хочет жить с ней, она не должна с ним разводиться.13 И если у женщины муж неверующий, согласный жить с ней, пусть не разводится с ним.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.14 ибо неверующий муж освящён через верующую жену, а неверующая жена освящена через верующего мужа. Иначе ваши дети были бы нечистыми, сейчас же они святы.14 Ведь неверующий муж освящается верующей женой и неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе ваши дети были бы нечисты, а так они святы.14 Потому что неверующий муж через жену посвящается Богу и неверующая жена — через мужа. Иначе и дети ваши были бы нечисты, а так они посвящены Богу.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.15 Однако, если неверующий хочет развода, то пусть так и сделает. В таких случаях брат или сестра свободны. Бог призвал нас жить в мире.15 Если же неверующий муж или жена хочет развода, то пусть разводится. Пусть в таком случае брат или сестра не чувствуют себя связанными. Бог призвал нас жить в мире.15 Если же неверующий супруг уходит, пусть уходит, брат или сестра им не подневольны. Но Бог призвал вас к миру.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?16 Ибо откуда ты знаешь, жена, спасёшь ли мужа своего? И откуда знаешь ты, муж, спасёшь ли жену свою?16 Как тебе знать, жена, не спасешь ли ты своего мужа? И как тебе, муж, знать, не спасешь ли ты свою жену?16 И откуда ты знаешь, женщина, не спасешь ли мужа? И ты, муж, не спасешь ли жену?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.17 Каждый должен жить только в согласии с тем, что Господь назначил ему. Именно это я повелеваю всем церквам.17 Пусть каждый держится в жизни того, что Господь ему определил, к чему призвал его Бог. Это правило я повторяю во всех церквах.17 Но каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил ему Господь, пусть остается таким, каким его призвал Бог. Я даю те же указания всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.18 Если кто был уже обрезан, когда призвал его Господь, то он не должен менять этого. А если кто не был обрезан, когда призвал его Бог, то не должен подвергаться обрезанию.18 Если кто-то был обрезан к тому моменту, когда был призван, то ему нет нужды скрывать это. А кто был призван необрезанным, тому нет нужды подвергаться обрезанию.18 Был призван обрезанным — пусть не удаляет обрезание; призван необрезанным — пусть не обрезается.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.19 Обрезание - ничто, как и необрезание: важно только соблюдение заповедей Божьих.19 Обрезание или необрезание не имеет никакого значения, главное заключается в том, чтобы человек соблюдал повеления Божьи.19 Обрезание — ничто, и необрезание — ничто, важно лишь соблюдение Божьих заповедей.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.20 Пусть каждый остаётся в том состоянии, в котором был он призван.20 Каждый пусть остается в том положении, в котором он был, когда Бог его призвал.20 Кто каким призван, пусть таким и остается.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.21 Ты был рабом, когда был призван? Пусть это не тревожит тебя. Но если можешь ты стать свободным, то воспользуйся такой возможностью.21 Если ты был рабом, когда Бог тебя призвал, то пусть тебя это не смущает, хотя если у тебя есть возможность получить свободу, то воспользуйся ею.21 Если ты был рабом, когда был призван, пусть тебя это не волнует. Но если можешь стать свободным, используй эту возможность.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.22 Ибо тот, кто был рабом, когда призвал его Господь, свободен перед Богом. Точно так же тот, кто был призван, когда был свободным, - раб Христов.22 Потому что раб, призванный Господом, — свободный Господа, и точно так же тот, кто призван свободным, — раб Христа.22 Ведь раб, которого призвал Господь, для Господа свободен, равно как и призванный свободным — раб Христа.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.23 Вы были куплены дорогой ценой. Не будьте же рабами людей.23 Вы были куплены за дорогую цену, так не становитесь же рабами людей.23 Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами людей!
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.24 Братья! Каждый из вас должен оставаться перед Богом в том состоянии, в каком был он призван.24 Братья, пусть каждый остается в том положении, в каком он был, когда Бог призвал его.24 Братья, кто каким призван, пусть таким и остается у Бога!
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.25 Что же касается не состоящих в супружестве, то у меня нет повеления от Господа, но выскажу своё мнение как достойный доверия, ибо Господь оказал мне милость Свою.25 Относительно же невступивших в брак у меня нет указания от Господа, но, получив от Господа милость быть верным, я могу сказать так:25 Что касается невест, у меня нет повеления от Господа, но я выскажу собственное мнение, а я думаю, мне, по милости Божьей, можно доверять.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.26 Вот что я считаю: учитывая все нынешние горести, лучше оставаться человеку одиноким, как я.26 в настоящих обстоятельствах я считаю, что для вас лучше оставаться в том же положении.26 Я считаю, что в наши тяжкие времена лучше человеку оставаться в том же положении.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.27 Ты связан узами брака с женой? Не ищи освобождения. Ты освободился от уз брака с женщиной? Не ищи другую.27 Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не женат, то не ищи жены.27 Ты связан с женой — не ищи развода, не связан — не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.28 Но если женишься, то не согрешишь. И если девственница выходит замуж, то она не согрешила. Но такие люди будут страдать в мире, а потому я стараюсь помочь вам избежать этого.28 Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от них.28 Но если и женишься, не грех. И если девушка выйдет замуж, греха не будет. Но в супружеской жизни их ждет много бед, а я бы хотел вас от этого избавить.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;29 Вот что я говорю, братья: время истекает. Впредь те, у кого есть жёны, должны быть, как те, у кого их нет,29 Другими словами, братья, я хочу сказать, что времени осталось уже немного, а потому женатые не должны всецело быть привязанными к своему браку,29 Я вот что, братья, имею в виду: времени остается в обрез, и надо, чтобы те, у кого есть жены, жили так, словно неженаты;
30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;30 а те, кто в скорби, должны быть как нескорбящие. Те, кто радуется, должны быть, как бы и не радующимися. Те, кто приобретает, как бы и не имеющими ничего.30 скорбящие — быть во власти своей скорби, радующиеся — быть полностью поглощены своей радостью, приобретающие — думать, что их приобретения навек,30 те, которые плачут, словно не плачут; те, которые счастливы, словно несчастны; кто что-то приобретает, словно ничем не владеет;
31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.31 Те, кто пользуется благами мира, как бы и не пользуются ими, ибо этот мир преходящ.31 а те, кто пользуется благами этого мира, — прилепляться к ним, потому что мир, в его нынешнем виде, прекращает свое существование.31 и тому, кто занят земными делами, не надо в них целиком погружаться. Потому что мир в его нынешнем облике уходит безвозвратно.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;32 Я хочу освободить вас от забот. Неженатый заботится о делах Господних и о том, как он может угодить Господу.32 Я хочу, чтобы вас не отягощали никакие заботы. Неженатый человек заботится о делах Господних, о том, как угодить Господу.32 И мне хочется, чтобы вы ничем не были озабочены. Неженатый озабочен делами для Господа, чтобы угодить Господу,
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:33 Женатый же заботится о земных делах и о том, как угодить жене своей,33 Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить жене. Его интересы раздвоены.33 а женатый озабочен мирскими делами в угоду жене
34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.34 и потому он - не цельная личность. Незамужняя женщина или девственница беспокоится о делах Божьих, чтобы стать святой телом и духом своим, замужняя же женщина беспокоится о земных делах и как угодить мужу своему.34 Незамужняя женщина или девушка думает о делах Господних, она старается посвятить себя Господу телом и духом, а замужняя женщина занята повседневными делами и тем, как угодить мужу.34 и разрывается на части. Незамужняя женщина или девушка озабочены делами для Господа, чтобы быть святой и телом, и духом; замужняя же озабочена мирскими делами, угождая мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.35 Я говорю это ради вашего блага, а не для того, чтобы наложить на вас ограничения, скорее ради порядка и чтобы вы могли быть преданы Господу, ничем не отвлекаясь.35 Я говорю это для вашего же блага, а не для того, чтобы вас в чем-либо ограничить. Я лишь хочу, чтобы вы могли непрестанно служить Господу подобающим образом, не отвлекаясь ни на что.35 Все это я говорю для вашего же блага, а не для того, чтобы тащить вас за собой на аркане. Нет, я хочу, чтобы вы всегда жили для Господа как подобает и ни на что не отвлекаясь.
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.36 Если человек считает, что поступает не как положено по отношению к своей невесте, ибо она уже в зрелом возрасте и не замужем, то пусть он делает, что хочет. Он не согрешит. Пусть такие выходят замуж.36 Если кто-либо из вас думает, что он поступает по отношению к своей дочери нехорошо, потому что годы ее идут, и он чувствует, что должен выдать ее замуж, то пусть такой человек поступает так, как считает правильным. Пусть выдает ее замуж, греха на нем никакого не будет.36 Если кто считает, что по отношению к своей невесте поступает неподобающим образом, и если он не в силах совладать со своей страстью и считает, что должен жениться, пусть делает то, к чему его влечет. Греха не будет, пусть поженятся.
37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.37 Но тот, у кого нет нужды выдавать её замуж, и он, действуя по своему усмотрению, твёрдо решил в сердце своём сохранить свою невесту, - поступает хорошо.37 Но если человек тверд в своем решении, если он не принуждаем, и если он властен в своей воле, то, решив в своем сердце оставить свою дочь девственницей, он поступит хорошо…37 Но если он твердо стоит на своем, никем не понуждаем, полностью владеет своими чувствами и твердо решился в душе хранить ее девственность, он тоже поступит хорошо. Что из этого следует?
38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.38 Итак, выдающий замуж невесту свою поступает хорошо, а не выдающий её замуж - ещё лучше.38 Итак, кто выдает свою дочь замуж, поступает хорошо, кто же не выдает — поступает еще лучше.38 Что и тот, кто вступает в брак с невестой, поступает хорошо, и тот, кто не женится, поступит еще лучше.
39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.39 Женщина связана узами до тех пор, пока её муж жив, но если муж умирает, она вольна выйти замуж, за кого пожелает, но только в Господе.39 Женщина на всю жизнь соединена со своим мужем, но, когда ее муж умирает, она свободна выходить замуж за кого хочет, главное, чтобы человек этот принадлежал Господу.39 Жена связана браком, пока жив муж. А если муж умрет, она вольна выйти замуж за кого хочет, но только за христианина.
40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.40 Но, по моему разумению, она будет блаженна, если останется как есть; я думаю, что и во мне также есть Дух Божий.40 Но по моему мнению (а я думаю, что и я обладаю Духом Божьим), ей лучше было бы оставаться незамужней, так она будет счастливее.40 Но если останется одна, будет счастливее, по моему мнению, а я полагаю, что и во мне есть Дух Божий.