1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.1 Если человек упрям и сердится ещё больше, когда ему говорят, что он неправ, такой будет уничтожен. Нет у него надежды.1 Тот, кто коснеет в упрямстве после многих упреков, будет внезапно погублен — без исцеления. 1 Кто ожесточается, слыша наставления, погибнет нежданно и безвозвратно.
2 Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.2 Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой - все жалуются.2 Когда умножаются праведники, люди радуются, а когда нечестивые правят, люди стонут. 2 Праведные в силе — и радуется народ; нечестивцы у власти — и народ стонет.
3 Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.3 У любящего мудрость отец очень счастлив. А если человек выбрасывает деньги на блудниц, такой потеряет богатство.3 Человек, любящий мудрость, приносит отцу радость, а приятель блудниц расточает богатство. 3 Кто любит мудрость, радует отца своего, а кто знается с блудницами — расточает нажитое.
4 Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.4 У справедливого царя народ будет сильным. Но у себялюбивого царя, у которого народ должен платить за то, что царь для него делает, у такого царя народ будет слабым.4 Правосудием царь укрепляет страну, а жадный до взяток ее разоряет. 4 Царское правосудие укрепляет страну, а взятки ее разрушают.
5 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.5 Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, расставляет себе ловушку.5 Льстящий ближнему своему раскидывает сеть у него под ногами. 5 Кто льстит ближнему, сеть ему стелет под ноги.
6 В грехе злого человека - сеть для него, а праведник веселится и радуется.6 Злобные побеждены своими грехами. Но добрый может петь и быть счастливым.6 Злодея ловит его же грех, а праведник может петь и радоваться. 6 Грех — ловушка для нечестивца, а праведник веселится и радуется.
7 Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.7 Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.7 Помнит праведник о правах бедняков, а нечестивый в них и не вникает. 7 Помнит праведник о тяжбе бедняка, а нечестивый и знать не хочет.
8 Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.8 Высокомерные - причина многих бед. Они способны смутить города. Но мудрый приносит мир.8 Глумливые возмущают город, а мудрецы отвращают гнев. 8 Наглые люди баламутят город, а мудрые утихомирят ярость.
9 Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя.9 Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и два человека не договорятся.9 Где мудрый судится с глупцом, там лишь злость и издевки, и нет покоя. 9 Если мудрец судится с глупцом — смятение и смех не стихают.
10 Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.10 Убийцы всегда ненавидят честных людей. Злые хотят сжить со света честных людей.10 Кровожадные люди ненавидят беспорочных и праведников хотят лишить жизни. 10 Убийцы ненавидят непорочного и честного погубить стремятся.
11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.11 Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.11 Глупец дает гневу свободный выход, а мудрый владеет собой. 11 Глупец дает волю гневу, а мудрый дает ему остыть.
12 Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.12 У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.12 Если правитель внимает лжи, все его сановники становятся злодеями. 12 Если правитель выслушивает ложь, то и придворные будут нечестивы.
13 Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь.13 И бедняк, и его притеснитель - одинаковы: обоим дал жизнь Господь.13 У бедняка с притеснителем вот что общее: Господь дал зрение глазам обоих. 13 Вот что роднит бедняка и угнетателя: свет в очах у обоих — от Господа.
14 Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.14 Царь, справедливый к бедным, будет царствовать долго.14 Если царь судит бедных по справедливости, его престол утвердится вовеки. 14 Если царь судит бедных по правде — престол его нерушим вовеки.
15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.15 Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё, что угодно, опозорит мать.15 Розга и обличение дают мудрость, а ребенок, оставленный в небрежении, срамит свою мать. 15 Розга и внушения дают мудрость, а заброшенный ребенок — позор для матери.
16 При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.16 Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде. Но добрые победят в конце концов.16 Когда умножаются нечестивые, умножается грех, но праведники увидят их гибель. 16 Где сильны нечестивцы, силен и грех, но праведники увидят их падение.
17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.17 Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордится. Он никогда тебя не опозорит.17 Наказывай сына, и он принесет тебе покой; он доставит душе твоей радость. 17 Вразумляй сына, и будешь за него спокоен, станет он для тебя утешением.
18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.18 Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но, подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.18 Где нет откровения свыше, народ распоясывается; но блажен тот, кто хранит Закон. 18 Нет пророческих видений — и разнуздан народ, но блажен, кто соблюдает Закон.
19 Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.19 Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить. Он может поймёт слова твои, но не будет подчиняться.19 Слугу не исправить одними словами: он понимает, но не внимает. 19 Словами раба не вразумить, хоть и поймет, да оставит без внимания.
20 Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.20 Ты видел того, кто говорит не подумав. У глупого больше надежды, чем у него!20 Видел ли ты человека, чье слово поспешно? На глупца больше надежды, чем на него. 20 Видел ты человека, скорого на слова? От глупца и то больше проку.
21 Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.21 Если даёшь слуге всё, что он хочет, то в конце концов он не будет хорошим слугой.21 Слуга, избалованный с детства, придет к плохому концу. 21 Если раба с детства баловать — добром это не кончится.
22 Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.22 Сердитый причиняет несчастья и вспыльчивый виноват во многих грехах.22 Гневливый разжигает ссоры, и несдержанный совершает много грехов. 22 Гневливый вызывает раздоры, вспыльчивый множит злодеяния.
23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.23 Если человек думает, что он лучше других, это его разрушит. Но покорного уважают люди.23 Гордость человека его принизит, а смиренный духом будет прославлен. 23 Заносчивый будет унижен, а смиренный обретет славу.
24 Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.24 Тот, кто присоединяется к вору в его преступлении, не слишком ценит свою жизнь. Только «угрозы» и проклятия заставят их молчать на суде.24 Сообщник воров — враг самому себе; он слышит проклятия жертвы, но не осмеливается сознаться. 24 Кто вору товарищ, тот сам себе враг: слышит, как проклинают вора, да помалкивает.
25 Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.25 Страх, словно ловушка. Но верующий в Бога будет спасён.25 Страх перед человеком — ловушка, а верящий Господу находится в безопасности. 25 Страх перед людьми — расставленные сети, но уповающий на Господа — неприступен.
26 Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа.26 Многие хотят дружить с правителем. И Господь - единственный, Кто судит справедливо.26 Многие ищут приема у правителя, но справедливость — от Господа. 26 Многие ищут благосклонности правителя, но судья человеку — Господь.
27 Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем.27 Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.27 Нечестивые — мерзость для праведников, а честные — мерзость для неправедных. 27 Мерзок праведникам обманщик, мерзок нечестивым честный человек.