1 И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.1 Вот ещё мудрые изречения Соломона, собранные слугами Езекии, царя Иудеи:1 Вот еще изречения Соломона, собранные людьми Езекии, царя Иудеи: 1 Вот другие притчи Соломона, сохраненные людьми Езекии, царя Иуде?и.
2 Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело.2 Господь может скрывать то, что мы не должны знать. Всё, что сказано царями, приносит им славу.2 Божья слава — окутывать дело тайной, слава царя — исследовать дело. 2 Славен Бог, тайное сокрывший; славен царь, тайное понявший.
3 Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо.3 Как небо в вышине и земля внизу, так и разум царей непостижим.3 Как небеса высотой и земля глубиной, так и царское сердце непостижимо. 3 Небесную высь, земную глубь и сердце царя — не понять.
4 Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:4 Очистив серебро от примесей, получишь сырьё для ремесленника.4 Удали примесь из серебра, и у ювелира будет сырье для сосуда; 4 Удали примесь из серебра, и выйдет у мастера чаша;
5 удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.5 Удалишь недобрых советников от царя, и доброта сделает его царство сильным.5 удали нечестивого от царя, и его престол утвердится праведностью. 5 удали нечестивца от царя, и праведностью престол утвердится.
6 Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись;6 Не строй из себя важную персону.6 Не заносись перед царем и не занимай места между великими; 6 Не красуйся перед царем, в один ряд с вельможами не становись;
7 потому что лучше, когда скажут тебе: `пойди сюда повыше', нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.7 Лучше, если царь сам позовёт тебя. Но если ты придёшь без приглашения, ты можешь попасть в затруднительное положение.7 лучше пусть он тебе скажет: «Сюда поднимись», – чем унизит тебя перед знатным. То, что ты видел своими глазами, 7 лучше пусть скажут тебе: «Поднимись повыше», чем унизят тебя перед знатью. Что увидишь своими глазами,
8 Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?8 Не спеши оклеветать человека перед судьёй. Если он докажет, что он прав, ты будешь посрамлён.8 не спеши принести на суд. Что ты станешь делать в конце, если ближний твой тебя пристыдит? 8 не торопись выносить на суд; а иначе — каково будет потом, когда посрамит тебя ближний?
9 Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,9 Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить её между собой. И не выдавай тайны другого.9 Если ведешь с ближним тяжбу, не открывай чужой тайны, 9 Судись с ближним лишь по собственному делу, чужой тайны не разглашай,
10 дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя. [Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным поношения; сохрани пути твои благоустроенными.]10 Иначе ты будешь опозорен и приобретёшь дурную славу, с которой никогда не расстанешься.10 иначе услышавший пристыдит тебя, и слава дурная от тебя не отстанет. 10 а расскажешь — тебя же опозорят, и бесчестия тогда не миновать.
11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.11 Нужное слово, сказанное в подходящее время, словно золотое яблоко в серебряной филиграни.11 Слово, сказанное уместно, подобно золотым яблокам в оправе из серебра. 11 Золотые яблоки на серебряном узоре — таково слово, сказанное ко времени.
12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.12 Поучения мудрого стоят дороже, чем золотые кольца и украшения из лучшего золота.12 Что золотая серьга или из чистого золота украшение, то — упрек мудреца для уха внимательного. 12 Золотая серьга, червонная подвеска — таков мудрый упрек для чуткого уха.
13 Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.13 Гонец, которому можно доверять, ценится, как освежающая вода в знойный день во время жатвы.13 Что холод снега в жатвенный зной, то верный посланник для того, кто его посылает; душу хозяина он бодрит. 13 Прохлада снега в разгар жатвы — таков для хозяина верный исполнитель, придаст он сил своему господину.
14 Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.14 Кто обещает подарки и не приносит их, подобен ветру и облакам, не приносящим дождя.14 Что облака и ветер без дождя, – тот, кто хвастается подарками, которых не дарил. 14 Тучи да ветер, а дождя все нет — так и тот, кто впустую сулит подарки.
15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.15 Спокойный разговор может заставить любого изменить мнение, даже правителя. У кроткой речи своя сила.15 Терпением можно убедить повелителя; и кроткий язык кость переламывает. 15 Долготерпение убедит и властителя, мягкая речь проймет и твердолобого.
16 Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.16 Как ни хорош мёд, не ешь его слишком много, иначе ты заболеешь.16 Нашел мед — ешь лишь сколько потребно, иначе объешься, и тебя стошнит. 16 Нашел мед — поешь досыта, но не объедайся до тошноты;
17 Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.17 Также не ходи слишком часто в дом соседа твоего, иначе он возненавидит тебя.17 Пореже ходи в дом друга – иначе, устав от тебя, он тебя возненавидит. 17 не ходи к другу слишком часто, не то пресытится тобой до отвращения.
18 Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.18 Опасен человек, не говорящий правду. Он - словно дубина, меч или острая стрела.18 Что булава, меч или острая стрела – человек, лжесвидетельствующий против ближнего. 18 Палица, меч, острая стрела — таков для ближнего лжесвидетель.
19 Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия.19 Будь независим от лжеца во времена бед. Он как больной зуб или хромая нога - приносят боль, когда больше всего в них нуждаешься.19 Что зуб гнилой или хромая нога – надежда на вероломного в день беды. 19 Как от зуба гнилого, от ноги хромой — проку от неверного в день беды.
20 Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. [Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.]20 Петь счастливые песни грустному человеку, всё равно что отбирать у него одежду, когда холодно, или смешивать соду и уксус.20 Как снимающий одежду в холодный день или как уксус на соду, так и поющий печальному сердцу песни. 20 Как в холодный день срывать одежду, как уксус лить на соду — так и песни петь тому, кто в го?ре.
21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:21 Если враг твой голоден - накорми его, если пить хочет - напои его.21 Если враг твой голоден — накорми его; если он хочет пить — напои водой. 21 Если голоден твой враг — дай ему хлеба, если жаждет — напои водой:
22 ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.22 Если сделаешь так, то смутишь его. Это всё равно что положить горячие угли на голову его. И Господь вознаградит тебя за то, что ты был добр к врагу своему.22 Поступая так, ты соберешь горящие угли ему на голову, а тебя наградит Господь. 22 так сгребаешь ты угли ему на голову, а тебя вознаградит Господь.
23 Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица.23 Северный ветер приносит дождь, а сплетни приносят злобу.23 Северный ветер приносит дождь, а язык клеветника — гневные лица. 23 Северный ветер несет с собой ливни, а язык сплетника — озлобленные взгляды.
24 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.24 Лучше жить на крыше, чем жить в доме со сварливой женой.24 Лучше жить на углу крыши, чем делить дом со сварливой женой. 24 Лучше жить на краю кровли, чем делить кров со сварливой женой.
25 Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.25 Добрые новости издалека - как прохладная вода в жаркий день.25 Что холодная вода для измученной жаждой души – добрые вести из дальнего края. 25 Как прохладная вода для измученной души — так и добрая весть с дальней стороны.
26 Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.26 Когда добрый человек становится слабым и следует за злобным, то это так же плохо, как чистая вода становится грязной.26 Как мутный ключ или родник оскверненный – праведник, уступающий нечестивым. 26 Как загрязненный родник, оскверненный источник — так и праведник, дрожащий перед нечестивцем.
27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.27 Плохо, если ты ешь слишком много мёда. Также не пытайся добиться для себя слишком много чести.27 Нехорошо есть слишком много меда, как и постоянно искать себе славы. 27 Нехорошо объедаться медом или добиваться похвалы.
28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.28 Человек, не способный держать себя в руках, подобен городу с разрушенными стенами.28 Каков город, чьи стены рухнули, таков и человек, не владеющий собой. 28 Как разоренный город без стены — так и человек, не владеющий собой.