1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.1 Вот почему мы должны уделять больше внимания тому, что слышали, чтобы не уклониться в сторону.1 Поэтому мы должны со всем вниманием отнестись к тому, о чем мы услышали, не то нас снесет течением.1 Поэтому нам следует еще крепче держаться того, что мы услышали, не то нас снесет течением.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,2 Ибо если слово, сказанное через ангелов, окажется правильным, и если непослушание и всякий проступок повлечёт за собой наказание,2 Ведь если весть, переданная через ангелов, имела силу, и каждое нарушение и непослушание влекли за собой справедливое наказание,2 Ведь если весть, возвещенная некогда через ангелов, была столь непреложна, что любое отступление или ослушание влекло за собой заслуженную кару,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,3 то как же мы избежим наказания, если не отдадим себе отчёта в том, как важно это великое спасение? Господь Иисус впервые сказал людям об этом спасении. И те, кто слышал Его, доказали нам, что это спасение истинно.3 то как же нам избежать наказания сейчас, если мы пренебрегаем великим спасением, которое было провозглашено Самим Господом? И нам это подтвердили те, кто лично слышал от Него эту весть,3 то разве избежим ее мы, если станем пренебрежительно относиться к тому, что столь велико, — к спасению? Начало вести о спасении было положено словами самого Господа, и истинность ее нам подтвердили те, которые Его услышали.
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?4 И Бог засвидетельствовал всё это знамениями, удивительными свершениями и чудесами, и различными дарами, приходившими к ним через Святого Духа согласно воле Божьей.4 которую Сам Бог удостоверил знамениями, чудесами, различными проявлениями Его силы и дарами Святого Духа, распределяемыми по Его усмотрению.4 К тому же Сам Бог прибавил Свое свидетельство о нем — знаками, чудесами, многообразными дивными делами и дарами Святого Духа, которыми Он наделял по собственной воле.
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;5 И не ангелам во власть отдал Бог мир грядущий, о котором мы говорили.5 Будущую вселенную, о которой мы говорим, Он подчинил не ангелам.5 Ведь не ангелам же отдал Бог в подчинение ту будущую вселенную, о которой мы говорим!
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?6 Некто сказал: `Почему Ты печёшься о людях? Почему Ты печёшься о Сыне Человеческом?6 Но где-то некто засвидетельствовал: «Кто такой человек, что Ты переживаешь о нем? Кто такой сын человеческий, что Ты заботишься о нем? 6 Сказал же кто-то ясно где-то в Писании: «Что такое человек, что Ты помнишь о нем? Что такое дитя человеческое, что Ты печешься о нем?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,7 Ты поставил Его на некоторое время ниже ангелов. Ты увенчал Его короной славы и чести7 Ты немногим умалил его ниже ангелов ; Ты увенчал его славой и честью, 7 Ты на краткое время поставил его ниже ангелов, Ты увенчал его славой и честью,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;8 и всё отдал под начало Его`. И если Бог подчинил Ему всё, то ничего не оставил вне Его власти. Мы же пока что не видим, чтобы всё было подчинено Ему.8 Ты все подчинил под ноги его». Бог все покорил человеку, не оставив ничего непокоренным ему. Но сейчас мы пока не видим, что человеку подчинено все.8 все поверг Ты к его стопам!» Значит, Бог, подчинив все человеку, не оставил ничего, что не было бы ему подчинено. Но мы теперь еще не видим, чтобы все подчинялось человеку.
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.9 Иисус на короткое время был поставлен ниже ангелов, теперь же мы видим Его, увенчанного славой и честью, ибо Он страдал и умер. По благодати Божьей пришлось Иисусу претерпеть смерть за всё человечество.9 Однако мы видим, что Иисус, Который действительно был поставлен немного ниже ангелов, сейчас увенчан славой и честью, потому что претерпел смерть; по благодати Божьей к нам Он вкусил смерть за каждого человека.9 Зато мы видим, как Иису?с, бывший короткое время ниже ангелов, для того, чтобы принять, по великой Божьей доброте, смерть ради каждого, ныне увенчан славой и честью за смертное страдание.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.10 И правильно это, что Бог, через Которого и для Которого существует всё и вся, сделал Того, Кто ведёт сыновей Его к спасению, совершенным через Его страдание, чтобы привести множество сыновей Своих к славе.10 Надлежало, чтобы Бог, приводящий все множество Своих сынов в славу, для Которого и благодаря Которому все существует, проведя через страдания, сделал зачинателя их спасения совершенным.10 Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия, приведший множество сынов в Свою Славу, сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:11 Тот, кто делает людей святыми, и те, кто становятся святыми, - одного происхождения. Вот почему Иисусу не стыдно называть их братьями и сёстрами.11 Потому что и Тот, Кто освящает, и те, кто освящается Им, — все дети одного Отца, и поэтому Иисус не стыдится называть их братьями.11 Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, все они от одного Отца. Вот причина, по которой Иисус не стыдится называть их Своими братьями.
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.12 Иисус говорит: `Я объявлю имя Твоё братьям и сёстрам Моим и вознесу хвалу Тебе перед собравшимися`.12 Он говорит: «Я возвещу Твое Имя братьям Моим и посреди собрания Тебя восхвалю». 12 Он говорит: «Твое имя провозглашу я пред братьями моими, средь Собрания прославлю Тебя».
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.13 И ещё Он говорит: `Я буду уповать на Бога`. И говорит Он также: `Вот Я, и со Мной дети, Богом данные Мне`13 И еще Он говорит: «Я буду полагаться на Него» и еще: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» .13 И еще Он говорит: «Буду и впредь доверяться Ему». И еще: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог».
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,14 И так как дети эти - люди во плоти и крови, то и Он стал таким же, как эти люди, чтобы через Свою смерть погубить того, кто имеет власть над смертью, то есть дьявола,14 А так как дети имеют плоть и кровь, то и Он Сам получил физическое тело, чтобы Своей смертью лишить силы того, кому принадлежит власть над смертью — то есть дьявола, —14 А поскольку эти дети одной плоти и крови, то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.15 и освободить тех, кто всю жизнь был в рабстве у страха смерти.15 и освободить тех, кто всю свою жизнь находился в рабстве у страха перед смертью.15 и освободить их, потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.16 Ибо ясно, что не ангелам Он помогает, а только потомкам Авраама.16 Ведь не ангелам Он помогает, а потомкам Авраама! 16 Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам — Он приходит на помощь потомкам Авраама.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.17 И потому Иисус должен был принять образ Своих братьев и сестёр, чтобы стать милосердным и верным первосвященником на службе Божьей, чтобы искупить человеческие грехи.17 Для этого Христу надо было во всем стать таким, как Его братья, чтобы быть милосердным и верным в служении Богу Первосвященником для умилостивления за грехи народа.17 Из этого следует, что Ему надлежало во всем уподобиться братьям, чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога и принести себя в жертву для искупления грехов народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.18 Ибо так как Он Сам был подвергнут искушению и испытал страдания, то может и искушаемым помочь.18 Он Сам страдал, перенося искушения, и может теперь помочь тем, кто встречает искушения в жизни.18 И так как Он сам прошел через испытание страданиями, то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям.