1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.1 Если ты осуждаешь этих людей, то нет тебе оправдания, ибо когда ты осуждаешь кого-то, то осуждаешь также и самого себя, ибо ты, осуждающий другого, на самом деле осуждаешь самого себя.1 Поэтому нет тебе извинения судящий другого, кто бы ты ни был. Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же.1 Но и тебе, человек, нет извинения, если судишь других, — тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя, потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как они.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.2 Мы ведь знаем, что Бог справедливо осуждает тех, кто совершает подобное.2 Мы знаем, что тех, кто так поступает, ждет Божий суд, и суд этот согласен с истиной.2 А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?3 Так неужели ты, осуждающий тех, кто совершает подобные поступки и в то же время поступающий сам так же, думаешь, что тебе удастся избежать Божьего суда?3 Так неужели же ты надеешься избежать Божьего суда, осуждая других за то, что делаешь сам?3 Не думаешь ли ты, человек, осуждая тех, кто так поступает, а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?4 Или, может быть, ты просто пренебрегаешь Его великой добротой, терпением и терпимостью и не хочешь подумать о том, что Его доброта рассчитана на то, чтобы ты раскаялся?4 Или ты пренебрегаешь великой добротой Божьей, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию?4 А может, ты презираешь Его великую доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,5 Вы же, упрямые и упорствующие, отказываетесь покаяться и этим усугубляете наказание, которое постигнет вас в тот день, когда Бог проявит Свой гнев и люди увидят Его праведный суд.5 Своим упрямством и нераскаявшимся сердцем ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда свершится Его праведный суд.5 Но ты упрям и не хочешь раскаяться, ты увеличиваешь кару себе в День гнева, когда явится правый суд Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:6 Бог воздаст каждому по его деяниям.6 Бог воздаст каждому по его делам.6 который каждому воздаст по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;7 Вечной жизнью вознаградит Он тех, кто стремился к славе, почестям и бессмертию через постоянно творимые добрые дела.7 Тем, кто постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь.7 тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, — вечную жизнь;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.8 Тем же, кто себялюбив, отказывается следовать по пути истинному и вместо этого избрал неправедный путь, Бог воздаст Своим гневом и яростью.8 Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость.8 себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, — гнев и ярость.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!9 Он пошлёт горе и страдание каждому человеку, повинному в дурных поступках, сперва иудеям, а потом и язычникам.9 Каждого, делающего зло, ожидают горе и беда, во-первых, иудея, потом и язычника.9 Горе и страдание всякому человеку, делающему зло, во-первых, иудею, потом и язычнику.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!10 Но славу, честь и мир пошлёт Бог каждому, кто делает добро, сперва иудеям, а потом и язычникам.10 А каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, во-первых иудея, а потом и язычника,10 Слава, честь и мир всем, делающим добро, во-первых, иудею, потом и язычнику.
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.11 Бог судит всех одинаково.11 потому что Бог не отдает предпочтения никому.11 Ведь Бог беспристрастен!
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся12 Те, кто имеет закон, и те, кто никогда не слышал о законе, грешат одинаково. Если грешат те, кто не имеет закона, то сгинут они. Точно так же, если грешат те, кто имеет закон, они будут осуждены согласно закону.12 Кто грешит, не имея Закона, тот вне Закона и погибнет, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим.12 Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.
13 потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,13 Ибо перед ликом Господа праведны не те, кто слышал закон, а те, кто повиновался закону, они будут оправданы Господом.13 Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет.13 Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:14 И потому, когда язычники, не имеющие закона, по собственному побуждению исполняют то, чего требует закон, хотя у них и нет закона, они сами для себя закон.14 (Ведь у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет.14 Когда язычники, у которых нет Закона, следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)15 Это проявляется в том, что они сердцем понимают, что правильно и что неправильно, в точности, как это велит закон. Это проявляется и в чувствах, которые вызывает у них то, что правильно, и то, что неправильно. Иногда разум подсказывает им, что они поступили неправильно, и это делает их виновными, иногда же разум подсказывает им, что они поступили правильно, и это делает их невиновными.15 Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце, и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.)15 Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть, раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.16 Всё это произойдёт в тот день, когда Бог через Иисуса Христа будет судить все тайны людские в согласии с благовествованием Божьим, которое я проповедую.16 Это сделается явным в тот день, когда Бог, через Иисуса Христа, будет судить тайные дела и мысли людей в согласии с Радостной Вестью, которую я возвещаю.16 Так будет в тот День, когда Бог, согласно моей Вести, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,17 Если ты считаешь себя иудеем, веришь в закон, гордишься Богом своим,17 Вот, ты называешь себя иудеем, полагаешься на Закон и хвалишься тем, что близок к Богу;17 Вот ты зовешься иудеем, ты полагаешься на Закон и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,18 знаешь волю Его и принимаешь всё то, что истинно важно, как и подобает тому, кто изучал закон,18 ты знаешь Его волю и можешь определить согласно Закону, что хорошо и что нет.18 и знаешь, что тебе делать, чтобы выполнить Его волю; ты, наставленный в Законе, умеешь выбирать то, что правильно:
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,19 и если ты уверен, что можешь вести за собой незрячих, можешь быть светом для тех, кто находится во тьме,19 Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме,19 ты уверен, что именно ты поводырь слепых, свет для пребывающих во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:20 можешь быть наставником неразумных и учителем невежественных, ибо закон воплощает в себе знание и истину,20 что ты наставник глупцов и учитель невежд, потому что обладаешь Законом — воплощением знания и истины.20 воспитатель неразумных, учитель невежд, — потому что знаешь Закон, содержащий в себе всю полноту знания и правды.
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?21 почему же в таком случае ты, поучающий других, не научишься сам у себя? Ты, проповедующий не красть, почему крадёшь сам?21 Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь самого себя? Ты проповедуешь против воровства, а сам крадешь;21 Ты учишь других, а почему не учишь себя? Проповедуешь «не воруй» — и сам воруешь.
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: `не прелюбодействуй', прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?22 Ты, утверждающий, что никто не должен совершать прелюбодеяние, почему прелюбодействуешь? Ты, презирающий идолов, почему обираешь храмы?22 ты порицаешь супружескую неверность, а сам изменяешь супруге; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь языческие храмы;22 Говоришь «не нарушай супружескую верность» — и сам нарушаешь. Презираешь идолов — и грабишь храмы.
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?23 Ты, похваляющийся законом, почему бесчестишь Бога, нарушая закон?23 ты гордишься Законом, а бесчестишь Бога, нарушая Закон.23 Похваляешься Законом — и нарушением Закона наносишь бесчестье Богу.
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.24 `Из-за тебя имя Господа обесчещено среди язычников`, как записано в Писании.24 Написано: «Из-за вас бесчестится Имя Божье среди язычников».24 Потому что «из-за вас, — как сказано в Писании, — имя Божье в поругании у язычников».
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.25 Если ты соблюдаешь закон, то обрезание полно смысла, если же ты нарушаешь закон, то обрезание теряет всякий смысл.25 В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь Закон, но если ты Закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла.25 Ведь обрезание только тогда приносит пользу, когда ты исполняешь Закон, а если ты преступаешь Закон, то твоего обрезания как бы и не было.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?26 Если необрезанный соблюдает всё, предписанное законом, то разве не следует считать его обрезанным, хотя он и не обрезан?26 Ведь если язычники соблюдают Закон, то разве они не будут считаться обрезанными?26 А если необрезанный соблюдает установления Закона, разве Бог не сочтет его обрезанным?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?27 Тот, кто не обрезан, но исполняет закон, осудит вас за то, что, несмотря на сделанное вам обрезание и на дарованный вам письменный устав, вы нарушаете закон.27 И тот, кто лишен телесного обрезания, но исполняет Закон, осудит тебя, обрезанного и имеющего писаный Закон, но не исполняющего его.27 И, значит, будут судить тебя те, кто телесно не обрезан, но соблюдает Закон, — тебя, у которого есть и писаный Закон, и обрезание, но который преступает Закон.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;28 Ибо тот, кто иудей только по внешним признакам, - не настоящий иудей, так же как и простое телесное обрезание - не настоящее обрезание.28 Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание — не то, которое на теле.28 Не тот иудей, кто таков по внешнему виду, и не тот, у которого на теле внешнее обрезание.
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.29 Настоящий иудей скорее тот, кто иудей в сердце своём, так же как и настоящее обрезание - это обрезание по духу, а не по букве. И хвала, воздаваемая такому человеку, исходит не от людей, а от Бога.29 Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание — это обрезание сердца по духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога.29 Нет! Настоящий иудей тот, кто таков внутри, у кого обрезание в сердце, а это дело Духа, не буквы. Ему похвала не от людей, а от Бога.