1 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. | 1 Кроткий ответ смиряет гнев, но грубый ответ его разжигает. | 1 Кроткий ответ отвращает гнев, а резкое слово будит ярость. | 1 Кроткий ответ отвращает гнев, резкое слово вызывает ярость. |
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. | 2 Когда говорит мудрый, его хотят слушать, но глупец говорит только глупости. | 2 Язык мудрых восхваляет знание, а уста глупых изрыгают глупость. | 2 Язык мудрецов распространяет знания, а из уст глупцов лишь дурость исходит. |
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых. | 3 Господь видит всё, что кругом происходит. Он смотрит и на добрых, и на злых. | 3 Глаза Господни смотрят повсюду, и за злыми следят они, и за добрыми. | 3 Очи Господа все видят, взирают и на злых, и на добрых. |
4 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа. | 4 Добрые слова, словно дерево жизни, но лживые слова разрушают дух человека. | 4 Язык умиротворяющий — дерево жизни, а лживый язык сокрушает дух. | 4 Умиротворяющая речь — древо жизни, а речь обманчивая сокрушает дух. |
5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.] | 5 Глупый пренебрегает советами отца, но мудрый внимателен, когда его поучают. | 5 Глупец презирает отцовский урок, а слушающий упреки благоразумен. | 5 Глумится глупец над отцовским внушением, но кто внимает упрекам — поумнеет. |
6 В доме праведника - обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого - расстройство. | 6 Добрый человек многим богат, но всё, чем обладает злой, ведёт его к несчастью. | 6 В доме праведника — много сокровищ, а доход нечестивых приносит беду им. | 6 В доме праведника много сокровищ, а нечестивцу прибыток не на пользу. |
7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так. | 7 Уста мудрых распространяют знание, о глупых же такого не скажешь. | 7 Уста мудрых распространяют знание; сердца глупцов не таковы. | 7 Уста мудрецов распространяют знание, но не так поступают глупцы. |
8 Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. | 8 Господь ненавидит жертвы злых, но счастлив услышать Он молитвы доброго. | 8 Господь гнушается жертвой злодеев, а молитва праведных Ему угодна. | 8 Мерзки Господу жертвы нечестивых, а молитвы честных Ему угодны. |
9 Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. | 9 Господь ненавидит пути злых, но Он любит идущих путём добра. | 9 Господь гнушается путем нечестивого, но любит того, кто идет за праведностью. | 9 Мерзок Господу путь нечестивца, а того, кто ищет праведность, Он любит. |
10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. | 10 Тот, кто живёт недостойно, будет наказан, и тот, кто ненавидит наставления, будет уничтожен. | 10 Оставляющего путь ждет жестокий урок; ненавидящий упрек погибнет. | 10 Кто сбился с пути, будет сурово наказан; кто ненавидит наставления — погибнет. |
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. | 11 Господу всё известно, даже то, что в обители смерти, потому сердца и мысли людей для Господа не тайна. | 11 Мир мертвых и Погибель открыты пред Господом; сколь же больше — людские сердца! | 11 Шео?л и Аваддо?н открыты Господу — тем более сердца человеческие! |
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. | 12 Глупец ненавидит тех, кто его поучает, такой человек отказывается от советов мудрых. | 12 Глумливый не любит, когда его упрекают, не станет он с мудрым советоваться. | 12 Не любит наглец укоров и не задержится среди мудрецов. |
13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. | 13 На лице счастливого - радость, но если в его сердце грусть, то это также отразится на лице его. | 13 При счастливом сердце лицо сияет, а сердечная скорбь сокрушает дух. | 13 Сердце радостно — светлеет лицо, а скорбное сердце сокрушает дух. |
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. | 14 Мудрый стремится увеличить свои знания, глупый ищет только глупости. | 14 Разум рассудительных ищет знания, а уста глупцов питаются глупостью. | 14 Разумное сердце ищет знания, а глупцы питаются дуростью. |
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. | 15 Всё время грустит тот, кто беден, но для людей счастливых сердцем, жизнь - празднество. | 15 Все дни удрученных — скорбь, а у веселого сердца — вечный пир. | 15 У бедняка что ни день, то невзгоды, а у кого на сердце весело, у того всегда пир. |
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. | 16 Лучше быть бедным и почитать Бога, чем быть богатым, но иметь несчастья. | 16 Лучше немного, но со страхом перед Господом, чем большое богатство и с ним — тревога. | 16 Лучше иметь немногое и бояться Господа, чем обладать сокровищами и жить в страхе. |
17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. | 17 Лучше есть суп там, где любовь, чем есть нежное мясо там, где ненависть. | 17 Лучше блюдо из овощей там, где любовь, чем из откормленного теленка, где ненависть. | 17 Лучше овощи на обед, да с любовью, чем откормленный теленок, да с ненавистью. |
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. | 18 Вспыльчивый приносит беды, но терпеливый человек - основа мира. | 18 Тот, кто гневлив, возбуждает раздор, а терпеливый угашает распрю. | 18 Вспыльчивый человек сеет раздоры, а терпеливый кладет конец вражде. |
19 Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий. | 19 Ленивого ждут несчастья везде, но для искренних - жизнь легче. | 19 Путь лентяя колючками зарос, а дорога праведных — гладкая. | 19 Путь лентяя зарос колючками, а праведные идут по широкой дороге. |
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. | 20 Мудрый сын отцу приносит счастье, глупый - позор своей матери. | 20 Мудрый сын радует отца, а глупец презирает мать. | 20 Мудрый сын радует отца, а глупец позорит мать. |
21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. | 21 Глупец счастлив глупыми поступками, но мудрец всегда осторожен в своих поступках. | 21 Глупость — радость для скудоумных, а разумный держится прямого пути. | 21 Тешится дурью скудоумный, а разумный ступает прямо. |
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. | 22 Не сбудутся планы человека, не получающего советов, но сбудутся планы того, кто прислушивается к мудрым советам. | 22 Без совета рушатся замыслы, а при многих советчиках они состоятся. | 22 Нет совета — не будет успеха в деле, а если советников достаточно — все выйдет. |
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! | 23 Счастлив человек, чей ответ правилен, и слово, сказанное вовремя, помогает. | 23 К месту ответить — радость для всякого, и как замечательно слово ко времени! | 23 Радостно, если можешь ответить, и как хорошо уместное слово! |
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. | 24 Все дела мудрого ведут к успеху и хранят его от смерти. | 24 Путь жизни ведет рассудительных вверх, чтобы спасти их от мира мертвых внизу. | 24 Разумный поднимается по дороге жизни, прочь от глубин Шеола. |
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит. | 25 Господь разрушит дом гордеца, но охранит дом вдовы. | 25 Господь разрушает дома гордецов, но хранит границы владений вдов. | 25 Дома? гордецов Господь сметет, но надел вдовы Он защитит. |
26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему. | 26 Злые мысли Господь ненавидит, но счастлив словами доброго. | 26 Господь гнушается злыми мыслями, а добрые слова для Него чисты. | 26 Мерзки Господу злые замыслы, а добрые слова пред Ним чисты. |
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. | 27 Лгущий ради корысти, приносит семье своей несчастья, но честного не коснутся беды. | 27 Жадный до наживы наведет на свою семью беду, а ненавидящий взятки будет жить. | 27 Корыстный на свой дом навлекает беду, а кто взяток не терпит — будет жить. |
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] | 28 Добрые люди думают, прежде чем дать ответ, но злые говорят раньше, чем успевают подумать, и это приносит им несчастья. | 28 Разум праведного взвешивает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. | 28 Праведное сердце подскажет ответ, а уста нечестивые изрыгают зло. |
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. | 29 Господь от злых людей далёк, но слышит Он всегда молитвы добрых. | 29 Господь далек от злодеев, а молитвы праведных слушает. | 29 Далек Господь от нечестивцев, но молитву праведников слышит. |
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. | 30 Тот, кто улыбается, делает счастливыми других, и от добрых новостей люди чувствуют себя лучше. | 30 Радостный взгляд веселит сердце, и добрые вести — здоровье телу. | 30 Светлый взор радует сердце, добрая весть укрепляет кости. |
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. | 31 Мудр тот, кто прислушивается к тем, кто его критикует. | 31 Слушающий благотворный упрек будет как дома среди мудрецов. | 31 Кто внемлет здравым упрекам, неразлучен будет с мудрецами. |
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. | 32 Кто отказывается от поучений, тот причиняет вред себе. Тот, кто прислушивается к осуждающим, обретает ещё большую мудрость. | 32 Пренебрегающий наставлением презирает себя самого, а внимающий упреку обретает рассудительность. | 32 Кто отвергает наставления — себе повредит, а кто внемлет упрекам, обретает разум. |
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. | 33 Почитающий Господа учится мудрости, и смирение должно придти прежде, чем вера в Бога. | 33 Страх перед Господом учит мудрости, и смирение предшествует славе. | 33 Страх Господень научит мудрости, славе предшествует смирение. |