1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.1 Стремитесь к любви, и ревностно домогайтесь духовных даров, и особенно, дара пророчества.1 Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества.1 Больше всего желайте любви. Но добивайтесь и духовных даров, а больше всего — дара пророчества.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;2 Ибо тот, кто владеет даром говорить на другом языке, на самом деле говорит не с людьми, а с Богом, ибо никто не может ничего понять. Он говорит тайны через Дух.2 Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом говорит тайны.2 Тот, кто говорит на неведомом языке, обращается не к людям, а к Богу. Ведь когда он силой Духа изрекает таинственное, его никто не понимает.
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.3 Но кто обладает даром пророчества, говорит с людьми, чтобы укрепить их, утешить и ободрить.3 А тот, кто пророчествует, говорит людям для их назидания, ободрения и утешения.3 А тот, кто пророчествует, обращается к людям и помогает их созиданию, дает поддержку и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.4 Кто обладает даром говорить на другом языке, развивает духовно только себя, тот же, кто имеет дар пророчества, укрепляет церковь.4 Говорящий на незнакомом языке говорит в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви.4 Тот, кто говорит на языках, созидает себя. А кто пророчествует, созидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.5 Хочу, чтобы вы все обладали даром говорить на других языках, но ещё больше - чтобы вы пророчествовали. Пророчествующий выше того, кто говорит на языках, если только кто-нибудь не переведёт сказанное ради укрепления церкви.5 Я бы хотел, чтобы каждый из вас говорил на языках, но лучше, чтобы вы пророчествовали. Кто пророчествует, тот больше того, кто говорит на языках, разве что он будет и истолковывать свою речь, чтобы и церковь получала назидание.5 Хорошо, если бы вы все говорили на языках, но лучше, если бы пророчествовали! Пророк выше говорящего на языках, кроме тех случаев, конечно, когда речь того истолковывается и помогает возрастать всей церкви.
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?6 Братья, если приду я к вам, говоря на других языках, то что же вы выиграете от этого, если я не принесу вам от Бога пророчество, или учение, или откровение, или знание?6 Братья, если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую пользу я принесу вам, если в моих словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления?6 Представьте себе, братья, что я пришел к вам и говорил на неведомых языках. Какая была бы вам от меня польза? Я ничего бы вам не поведал, ничего не открыл, ничему не научил, ничего не возвестил, ни в чем не наставил.
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?7 Так и неодушевлённые предметы, которые издают звук, например свирель или лира, если инструмент не производит раздельных звуков, то как же догадаться, что играют на свирели или лире?7 Возьмите, к примеру, даже безжизненные музыкальные инструменты: флейту или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат?7 Возьмем для примера неодушевленные предметы — музыкальные инструменты, скажем, флейту или арфу. Как узнать, какую мелодию играют на флейте или арфе, если звуки неразличимы?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?8 И если труба издаёт нечистый звук, то кто же приготовится к битве?8 Если труба не протрубит разборчиво определенный сигнал, то кто станет готовиться к сражению?8 И если труба подает неразборчивый сигнал, кто станет готовиться к бою?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.9 Точно так же, если пользоваться другим языком, как узнать, о чём ты говорил, если ты не издаёшь членораздельных звуков? Ибо ты будешь говорить на ветер.9 Также и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете бросать слова на ветер.9 Так и с вами: если не будете с помощью языка говорить что-то вразумительное, как людям понять то, что вы сказали? Вы будете только сотрясать воздух!
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.10 Без сомнения, есть множество наречий в мире, и каждое из них имеет своё значение.10 В мире так много разных языков, но все они понятны тем, кто ими владеет.10 Так много в мире языков, и все они пользуются звуками!
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.11 И потому, если я не понимаю значения слов, то буду иностранцем для того, кто говорит на нём, а тот, кто говорит на нём, будет иностранцем для меня.11 Если я не понимаю значения того, что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий — чужеземец для меня.11 Но если я не знаю значения этих звуков, я буду для собеседника как иностранец, и собеседник будет для меня как иностранец.
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.12 То же самое относится и к тебе: так как ты стремишься к дарам духовным, старайся обладать ими в изобилии ради укрепления церкви.12 Также и вы. Вы хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии, но на благо церкви.12 Так и с вами: жаждете даров Духа — добивайтесь изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.13 А потому тот, кто говорит на другом языке, должен молиться, чтобы он мог и переводить.13 Поэтому, кто говорит на незнакомом языке, пусть молится о даре истолкования.13 Вот почему тот, кто говорит на языках, должен молиться о даре их истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.14 Ибо, если я молюсь на другом языке, то дух мой молится, но разум мой бесплоден.14 Когда я молюсь на незнакомом языке, то мой дух молится, но ум не принимает в этом участия.14 Ведь если я молюсь на таком языке, дух во мне молится, но разум мой не участвует в этом.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.15 Что же тогда? Я буду молиться духом моим, но также и разумом. Я буду возносить хвалу духом своим, но буду воспевать хвалу также и разумом своим.15 Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.15 Как же быть? Буду молиться так, как побуждает дух, но буду молиться и разумом! Буду воспевать Бога духом, но буду воспевать Его и разумом!
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: `аминь' при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.16 Ибо, если ты произносишь благословение только духовно, как же тогда простой слушатель скажет `Аминь` в ответ на твоё благодарение, если он не знает, что ты говоришь?16 Если ты благодаришь Бога духом, то как может несведущий человек сказать «аминь»? Ведь он не поймет, что ты говоришь!16 Ведь если ты благодаришь Бога духом, разве непосвященный человек скажет «воистину так!» в ответ на твою благодарность? Он не знает, о чем ты говоришь!
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.17 Ты, возможно, хорошо возносишь благодарность, но другой человек не укрепляется духом.17 Ты можешь хорошо благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет.17 И как бы прекрасно ты ни благодарил, другому от этого никакой пользы.
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;18 Я благодарю Бога, что способен говорить на других языках более, чем все вы,18 Я благодарен Богу, что говорю на языках больше всех вас.18 Благодарение Богу, я больше вас всех говорю на языках,
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.19 но на собраниях в церкви я предпочитаю произнести пять слов, пользуясь своим разумом, вместо десяти тысяч слов на другом языке, чтобы мог я и других наставлять.19 Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для наставления другим, чем десять тысяч слов на незнакомом языке.19 но в собрании верующих лучше скажу пять слов понятных, чтобы наставить и других, чем тысячи на непонятном языке!
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.20 Братья! Не будьте детьми в размышлениях ваших. Будьте детьми по отношению ко злу, но зрелы в своих мыслях.20 Братья, не будьте детьми по уму. В отношении ко злу будьте младенцами, а по уму будьте взрослыми.20 Братья, не будьте детьми по уму. Будьте несмышленыши для зла, но по уму — зрелые люди!
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.21 Закон гласит: `Пользуясь услугами людей, которые говорят на других языках, и пользуясь устами чужеземцев, я буду говорить с этими людьми, но и при этом они не будут слушать меня!` Так говорит Господь.21 В Законе написано: «Через людей, говорящих на чужих языках, через уста чужеземцев Я буду говорить этому народу, но они и тогда не послушают Меня». 21 Ведь в Законе написано: «Иными языками, на чужом наречье Я буду говорить с народом этим, но и тогда они Меня не услышат, ?— говорит Господь».
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.22 Ибо дар говорить на разных языках - это знак не для верующих, а для неверующих. Пророчество же - не для неверующих, а для верующих.22 Таким образом, языки представляют собой знамение не для верующих, а для неверующих. Пророчество же — для верующих, а не для неверующих.22 Итак, вы видите, что неведомые языки что-то значат не для тех, кто верит, а для неверующих. А вот пророчество — не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?23 И, если вся церковь собирается вместе и все говорят на разных языках, то, когда посторонние или неверующие войдут, разве не скажут они, что вы безумны?23 Поэтому, если вся церковь соберется, все будут говорить на языках, и зайдут люди несведущие или неверующие, не скажут ли они, что вы беснуетесь?23 Ведь если соберется вся церковь, где каждый будет говорить на языках, и туда придут непосвященные или неверующие, что они тогда скажут? Что вы сошли с ума!
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.24 Если же все пророчествуют, то когда входит кто-либо посторонний, или неверующий, то все обличат его грехи и осудят его,24 Но если зайдет неверующий или несведущий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться в грехе и всеми будет судиться.24 А вот если все пророчествуют, и придет неверующий или посторонний, и от каждого услышит то, что обличит его в грехе, призовет к ответу
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.25 и тайны его сердца станут всем известны, и он падёт ниц и поклонится Богу и скажет: `Воистину Бог среди вас!`.25 Все тайные помыслы его сердца станут явными, и он, упав ниц, поклонится Богу и воскликнет: «Среди вас действительно присутствует Бог!».25 и вызовет наружу тайные помыслы его сердца, вот тогда он падет ниц и поклонится Богу, и заявит: «Воистину Бог среди вас!»
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.26 Что же делать в таком случае, братья и сестры? Когда вы собираетесь вместе в церкви, то у каждого есть псалом, или поучение, или откровение, кто-то говорит на чужом языке, а другой умеет толковать этот язык. Всё должно быть сделано ради укрепления церкви.26 Что же, братья? Когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть или псалом, или есть наставление, или откровение, или слово на языках, или толкование сказанного на языке, то пусть все это будет для назидания церкви.26 Так что из этого следует, братья? Когда вы собираетесь вместе, пусть у одного из вас будет гимн, у другого проповедь, у кого-то откровение от Бога, у кого-то весть на языках, у кого-то ее истолкование. Но все должно иметь целью созидание церкви.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.27 Если кто-то собирается говорить на другом языке, то двое, самое большее трое, должны говорить по очереди, и один должен толковать этот язык.27 Если кто-либо говорит на языке, то пусть говорят двое, или самое большее, трое и притом по очереди, а один пусть истолковывает.27 Если есть говорящие на языках, пусть говорят два человека, от силы три, причем по очереди, а один пусть истолковывает.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.28 А если нет никого, кто может толковать этот язык, то он должен сохранять на собрании в церкви молчание и должен говорить лишь сам с собой и с Богом.28 Если же толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, а говори лишь себе и Богу.28 А если нет никого, кто мог бы истолковать, то пусть говорящий на языках в собрании молчит, а говорит только для себя и для Бога.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.29 Два или три человека, обладающих даром пророчества, должны говорить, а остальные должны проверить это.29 И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном.29 Пророки же пусть говорят двое или трое, а остальные пусть проверяют, что они сказали.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.30 Если что-то откроется другому из тех, кто сидит, первый пророк должен умолкнуть,30 Если же кому-либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит.30 А если кому-то другому из сидящих вдруг будет откровение от Бога, то пусть первый тогда замолчит.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.31 ибо все вы можете пророчествовать по одному, чтобы все узнали об этом, и получили утешение.31 Вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы все могли получить наставление и ободрение.31 Ведь вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы всех чему-то научить и всех ободрить.
32 И духи пророческие послушны пророкам,32 Духи, вдохновляющие пророков, повинуются пророкам.32 Пророки могут контролировать свой дух,32 Пророки должны уметь управлять своим духом,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.33 Ибо Бог приносит не беспорядок, а мир.33 потому что Бог — Бог не беспорядка, а мира. Как и во всех собраниях святых,33 потому что Бог — это Бог не беспорядка, а мира. Как и во всех церквах народа Божьего,
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.34 Во всех церквах, образованных людьми Божьими, женщины должны хранить молчание на собраниях в церкви, ибо им не дозволено говорить, но должно находиться в смирении, как гласит закон.34 женщины во время служений пусть молчат. Говорить им не позволяется, но пусть они будут в подчинении, как того требует и Закон .34 женщины во время собраний должны молчать. Им не разрешается говорить. Их удел подчиняться, как велит и Закон.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.35 Если они хотят научиться чему-то, то должны спрашивать дома у своих мужей, ибо для женщины позорно говорить на собрании в церкви.35 Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично.35 А если им хочется чему-то научиться, пусть спросят дома у собственных мужей. Ведь для женщины говорить в собрании — позор.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?36 От вас ли пришло учение Божье? И только вас ли оно достигло?36 Вы думаете, что слово Божье вышло впервые именно от вас или достигло лишь вас?36 Или вы думаете, что слово Бога только от вас исходит? Или только к вам пришло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.37 Если кто-то считает себя пророком или имеет дар духовный, то должен признать, что то, что пишу я вам, - заповедь Господня.37 Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что все, что я пишу вам, есть установление Самого Господа.37 Всякий, кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать: то, что я вам пишу, есть заповедь Господа.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.38 И потому, если кто-то не признаёт этого, то не будет и он признан.38 Если же кто не признает этого, того и вы не признавайте.38 А если не признает, пусть и его не признают.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;39 Итак, братья мои, стремитесь пророчествовать и не возбраняйте никому говорить на других языках,39 Итак, братья, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и на языках.39 Итак, братья, добивайтесь дара пророчества, но не препятствуйте говорить и на языках.
40 только все должно быть благопристойно и чинно.40 и пусть всё делается, как должно и с соблюдением порядка.40 Но все должно совершаться пристойно и соответствовать порядку.40 Однако все должно происходить благопристойно и чинно.