1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.1 В тот же день Иисус вышел из дома и сел на берегу озера.1 В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.1 В тот день Иисус, выйдя из дому, пошел к морю и сел на берегу.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.2 Вокруг Него собралась большая толпа, поэтому Он вошёл в лодку и сел там, а толпа осталась на берегу.2 Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он вынужден был сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.2 Вокруг Него собралось множество народу. Ему пришлось сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;3 Иисус о многом рассказывал им притчами. Он сказал: `Вышел сеятель сеять,3 И Он о многом говорил им в притчах. — Сеятель вышел сеять, — говорил Он. —3 Иисус о многом говорил им в притчах: «Вот вышел сеятель сеять.
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;4 и когда разбрасывал семена, то одни упали подле дороги. Прилетели птицы и склевали их.4 Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.4 И когда он сеял, часть зерен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.5 Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена быстро проросли, ибо слой земли там был неглубокий,5 Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.5 Другие упали на каменистую почву, где земли было мало, — и тотчас проросли (они были неглубоко под землей),
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;6 но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и так как у них не было глубоких корней, они засохли и погибли.6 Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.6 а когда взошло солнце, оно опалило их, и ростки, не имея корня, завяли.
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;7 Другие семена упали среди колючек, они взошли и заглушили ростки.7 Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.7 Другие упали среди колючек — колючки выросли и заглушили их.
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.8 Остальные семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить, и принесли урожай, дав в сто, в шестьдесят или тридцать раз больше зёрен, чем было посеяно.8 Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.8 А другие зерна упали в землю добрую и дали урожай стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!9 Имеющий уши да слышит!`9 У кого есть уши, пусть слышит.9 У кого есть уши, пусть услышит!»
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?10 Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: `Почему Ты поучаешь их притчами?`10 Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами?10 Ученики, подойдя к Нему, спросили: «Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?»
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,11 И Он сказал в ответ: `Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано.11 Иисус ответил: — Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.11 «Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано, — ответил Он. —
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;12 Ибо имущему дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое, что ему принадлежит.12 Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.12 У кого есть, тому Бог даст еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, Он отнимет.
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;13 Вот почему Я говорю с ними притчами, ибо хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.13 Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.13 Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят — и не видят, слушают — и не слышат, и не понимают.
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,14 Так исполнится пророчество Исаии: `Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, и будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите.14 В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите. 14 Так исполнилось на них пророчество Исайи, гласящее: „Ушами будете слушать — и не поймете, глазами смотреть — и не увидите! [75]
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.15 Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, ища исцеления`.15 Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я исцелил их». 15 Заплыло жиром сердце этого народа, туги они стали на ухо, и сомкнулись у них глаза. А иначе глазами увидели бы, и ушами услышали бы, сердцем поняли бы. И тогда ко Мне обратились бы, и Я бы их исцелил“.
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,16 А ваши глаза блаженны, ибо видят, уши ваши блаженны, ибо они слышат.16 Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.16 Вашим глазам посчастливилось — они видят, и ушам посчастливилось — они слышат.
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.17 Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, но не видели, хотели слышать то, что вы слышите, но не слышали`.17 Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.17 Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали.
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:18 `Послушайте же толкование притчи о сеятеле.18 Так послушайте, что значит притча о сеятеле.18 Итак, послушайте, что значит притча о сеятеле.
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.19 Когда человек слышит слово о Царстве, но не понимает его, то появляется лукавый и отнимает то, что посеяно в сердце у этого человека. Вот что означают семена, упавшие подле дороги.19 К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это — семя, упавшее у дороги.19 Когда человек слушает слово о Царстве, не понимая его, к нему приходит Злодей и уносит посеянное в сердце. Этот человек похож на зерна, посеянные у дороги.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;20 Семена, которые попали на каменистую почву, означают тех, кто услышит слово и тотчас с радостью принимает его.20 Семя, упавшее на каменистую почву, — это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,20 А посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его.
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.21 Но так как он не даёт ему укорениться в своей душе, то всё это недолго продолжается. Когда начинаются гонения или преследования за слово, то он тотчас же отходит в сторону.21 но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.21 Но у него нет корня, и поэтому какое-то время он верит, но в дни притеснений и гонений за слово тотчас отступается.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.22 Семена, которые упали среди колючек, означают тех, кто услышал слово, но суетные заботы и обманчивое богатство заглушают в нём слово, и оно не приносит плода.22 Семя, посеянное среди терновника, — это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.22 Посеянное среди колючек — это человек, слышащий слово, но заботы этой жизни и соблазны богатства душат слово, и он остается бесплодным.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.23 Семена же, которые попали в плодородную землю, означают тех, кто слышит слово и понимает его. Он приносит плодов в сто, шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного`.23 Семя же, посеянное в хорошую почву, — это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.23 Посеянное же на доброй земле — это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный».
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;24 И рассказал Он им другую притчу: `Царство Небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена.24 Иисус рассказал им другую притчу: — Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.24 Иисус рассказал им еще одну притчу: «Чему подобно Царство Небес? Вот человек засеял отборным зерном свое поле.
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;25 Ночью, когда все спали, пришёл враг, посеял сорняки среди пшеницы и ушёл.25 И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.25 Ночью, когда все спали, пришел его враг, сорные травы посеял в пшенице и удалился.
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.26 И когда пшеница проросла и созрела, то выросли и сорняки.26 Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.26 Когда поднялись посевы и стал наливаться колос, сорняки показались.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?27 Слуги пришли к владельцу земли и сказали: `Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?`27 Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»27 Слуги хозяина дома пришли к нему и сказали: „Господин наш, ты ведь отборным засеял зерном свое поле. Откуда взялись сорняки?“ —
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?28 А он им сказал: `Кто-то из моих врагов сделал это`. Тогда слуги предложили: `Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?`28 «Это сделал враг», — ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»28 „Это дело рук врага“, — ответил хозяин. Они говорят: „Хочешь, пойдем мы и выполем их?“
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,29 Он сказал: `Нет, не хочу, ибо вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу.29 «Нет, — ответил хозяин, — когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.29 Он отвечает: „Не надо, иначе во время прополки вы вырвете с сорняками пшеницу.
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.30 Пусть растут и те и другие вместе. А когда придёт время жатвы, я скажу жнецам: Сначала сожгите сорняки, свяжите их в копны и сожгите, а зерно соберите в мою житницу`.30 Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».30 Пусть и то, и другое растет до жатвы. А в жатву я прикажу жнецам: ‚Сперва соберите сорные травы, свяжите в вязанки и сожгите, а пшеницу свезите в закрома‘ “».
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,31 Он рассказал им другую притчу: `Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое человек посадил на своём поле.31 Рассказал Он им и еще одну притчу: — Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.31 Иисус рассказал им еще одну притчу: «Чему подобно Царство Небес? Вот горчичное зернышко, человек его взял и посеял на поле.
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.32 Оно самое малое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится самым большим из всех садовых растений. Оно становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в его ветвях`.32 Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.32 Оно меньше всех семян на земле, а потом, когда вырастет, станет больше огородных растений, станет как дерево, и птицы к нему прилетят и в ветвях его будут вить гнезда».
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.33 И рассказал Он им ещё одну притчу: `Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить`.33 Иисус рассказал им еще одну притчу: — Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки, чтобы вскисло все тесто.33 И еще одну притчу рассказал им Иисус: «Чему подобно Царство Небес? Представьте себе: вот горстка дрожжей, женщина их взяла и положила в целых три пуда муки — и поднялось все тесто».
34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,34 Иисус всё это говорил народу притчами; Он вообще не говорил иначе как притчами, во исполнение34 Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,34 Все это Иисус рассказывал народу притчами. Он ничего не говорил им прямо, без иносказаний,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.35 сказанного через пророка: `Я буду говорить притчами и изреку, что было сокрыто со дня сотворения мира`.35 чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира». 35 потому что должно было исполниться сказанное через пророка: «Я открою уста мои — и притчу скажу, Я расскажу им то, что было неведомо со дней сотворения мира».
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.36 Затем Он отпустил народ и вошёл в дом. Его ученики подошли к Нему и сказали: `Объясни нам притчу о сорняках в поле`.36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: — Объясни нам притчу о сорняках в поле.36 Потом, отпустив народ, Иисус вернулся в дом. Ученики, подойдя к Нему, сказали: «Объясни нам притчу о сорняках в поле».
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;37 В ответ Он сказал: `Тот, кто посеял хорошее семя-Сын Человеческий.37 Иисус в ответ сказал: — Сеющий хорошие семена — это Сын Человеческий.37 «Посеявший отборное зерно — это Сын человеческий, — ответил Иисус. —
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;38 Поле-это мир. Хорошее семя-это Сыновья Царства. Сорняки же - это те, кто принадлежит лукавому.38 Поле — это мир, а хорошие семена — это дети Царства. Сорняки — это дети злого.38 Поле — это мир, отборное зерно — сыны Царства, сорняки — люди Сатаны,
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.39 Враг, посеявший их, - это дьявол. Жатва-это конец света, жнецы же - ангелы.39 Враг, посеявший их, — это дьявол. Жатва — это конец мира, и жнецы — это ангелы.39 враг, их посеявший, — дьявол. Жатва — это конец мира, а жнецы — ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:40 И подобно тому, как сорняки собирают и сжигают на огне, так будет и при конце света.40 Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.40 Как собирают и сжигают в огне сорняки, так будет и в конце мира.
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,41 Сын Человеческий пошлёт Своих ангелов, и соберут они в Его Царстве всех тех, кто вынуждает людей грешить, и всех, кто причиняет зло,41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.41 Сын человеческий пошлет Своих ангелов, они выберут из Его Царства всех, кто толкал людей на грех, и всех, кто творил зло,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;42 и бросят их в пылающую печь, и там люди будут рыдать и скрежетать зубами.42 Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.42 и бросят их в горящую печь. Там будет плач и зубовный скрежет.
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!43 И воссияют праведники, подобно солнцу, в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит`.43 А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит.43 А праведники будут сиять, словно солнце, в Царстве своего Отца. У кого есть уши, пусть услышит!
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.44 `Царство Небесное подобно сокровищу, зарытому в поле. Человек нашёл его и зарыл снова. Он был так счастлив, что пошёл и продал всё, что имел и купил это поле.44 Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.44 Чему подобно Царство Небес? Вот представьте себе: нашел человек зарытое в поле сокровище, снова его закопал и на радостях идет, все продает, что имел, и покупает то поле.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,45 Царство Небесное подобно также и торговцу, искавшему хороший жемчуг.45 Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.45 Чему еще подобно Царство Небес? Вот представьте себе: ищет купец хороший жемчуг.
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.46 Когда он нашёл драгоценную жемчужину, то пошёл, продал всё, что имел и купил её.46 Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.46 И вот он нашел бесценную жемчужину, пошел, продал все, что имел, и купил ее.
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,47 Царство Небесное также подобно сети, заброшенной в озеро, в которую поймалась самая разная рыба.47 Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.47 Чему еще подобно Царство Небес? Вот представьте себе: забросили рыбаки в море сеть и поймали рыб самых разных.
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули её на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую рыбу выбросили.48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.48 Когда сеть наполнилась рыбой, вытащив на берег сеть и усевшись, стали они рыб разбирать: хороших клали в корзины, а несъедобных отбрасывали.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,49 Так будет и когда наступит конец света. Явятся ангелы и отделят дурных людей от праведников,49 Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных49 Так будет и в конце мира: выйдут ангелы, они отделят от хороших людей дурных
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.50 и бросят плохих людей в огненную печь. И будут они там рыдать и скрежетать зубами`.50 и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.50 и бросят их в горящую печь, где будет плач и зубовный скрежет.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!51 И спросил Иисус своих учеников: `Понимаете ли вы всё это?` Они ответили Ему: `Да`.51 — Вы поняли все это? — спросил Иисус. — Да, — ответили ученики.51 Все ли вы поняли?» — «Да», — отвечают они.
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.52 И сказал Он им: `Поэтому каждый законник, поверивший в Царство Небесное, подобен домовладельцу, который извлекает из кладовой старые и новые вещи`.52 Тогда Иисус сказал им: — Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.52 «Вот поэтому, — сказал им Иисус, — всякого учителя Закона, ставшего учеником Царства Небес, можно сравнить с хозяином дома, который выносит из своей кладовой и новые вещи, и старые».
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.53 Когда Иисус закончил рассказывать все эти притчи, то ушёл оттуда53 Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда.53 После того как Иисус рассказал эти притчи, Он пошел дальше.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?54 и пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: `Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын?54 Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: — Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?54 Придя в Свой родной город, Он стал учить в синагоге. Все слушатели поражались. «Откуда у Него такая мудрость и такая сила? — говорили они. —
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?55 Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев - Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой?55 Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?55 Разве Он не сын плотника? Разве Его мать зовут не Мариа?м, а братьев — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?56 И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?`56 Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?56 И разве не все Его сестры живут здесь, у нас?»
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.57 И не захотели они признать Его. Тогда Иисус сказал им: `Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме`.57 И они отвергли Его. Иисус же сказал им: — Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.57 И потому они Его отвергли. «Всюду пророк в почете, только не на родине и не у себя дома», — сказал им Иисус.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.58 И Он не стал совершать там чудес, ибо не было у них веры.58 И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.58 И многих чудес Он там не совершил из-за их неверия.