1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. | 1 Мудрый сын внимательно слушает отца, когда тот говорит, что делать, гордец не слушает, когда его пытаются поправить. | 1 Мудрый сын принимает наставление своего отца, а глумливый упреков не слушает. | 1 Мудрость сына — от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит. |
2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло. | 2 Добрый человек насладится плодами речей своих, коварный же испытает лишь насилие. | 2 От плода своих уст человек вкушает благо, а лживые тяготеют к жестокости. | 2 Человек вкусит добрый плод своих речей, а коварные живут насилием. |
3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. | 3 Кто осторожен в своих речах, тот сбережёт себя, того, кто говорит бездумно, ждёт несчастье. | 3 Стерегущий уста хранит свою жизнь, а говорящий опрометчиво себя погубит. | 3 Кто свои уста стережет — жизнь сбережет, а кто несдержан на язык — себя погубит. |
4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. | 4 Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь. | 4 Лентяй желает и ничего не получает, а желания усердного исполняются до конца. | 4 Лентяй все ждет, да не дождется, зато прилежный насытится. |
5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. | 5 Добрые люди ненавидят ложь, злые же говорят ложь, которая унижает и срамит. | 5 Праведник ненавидит ложь, а неправедные приносят срам и бесчестие. | 5 Ненавидит праведник любую ложь, а нечестивец осрамится, опозорится. |
6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. | 6 Доброта предохраняет искренних людей, но зло порабощает тех, кто любит грех. | 6 Праведность хранит тех, чей путь прям, а нечестие губит грешника. | 6 Праведность выведет на прямую дорогу, а нечестие грешника с пути собьет. |
7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. | 7 Есть люди, ведущие себя, как богачи, но они ничего не имеют. Другие ведут себя скромно, когда они богаты. | 7 Один притворяется богатым, но ничего не имеет; другой притворяется бедным, будучи очень богат. | 7 Один, ничего не имея, притворится богачом, а другой, при богатстве немалом, — бедняком. |
8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. | 8 Богатому человеку может придётся заплатить выкуп за свою жизнь, бедному же это не грозит. | 8 Богатством можно выкупить жизнь человека, а бедняку и не угрожает никто. | 8 Богатство сохранит человеку жизнь, зато бедный упрека не услышит. |
9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] | 9 Добрый человек, словно яркий свет, а злой, словно свет, становящийся темнотой. | 9 Свет праведных светит весело, а светильник нечестивых гаснет. | 9 Свет праведных радостно горит, а светильник нечестивых гаснет. |
10 От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. | 10 Кто считает себя выше других, тот причиняет беду, но тот, кто слушает советы, - мудр. | 10 Высокомерие только рождает ссоры, а мудрость у тех, кто внимает советам. | 10 От надменности — только ссоры, а где совет, там и мудрость. |
11 Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. | 11 Деньги быстро уйдут от того, кто лгал ради них, но тот, кто вложил в них свой труд, увеличит богатство. | 11 Тает богатство, что быстро нажито, а копящий мало-помалу накопит много. | 11 Шальное богатство рассеется, а по крупице собранное — приумножится. |
12 Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни. | 12 Когда нет надежды, в сердце вселяется грусть, но если надежды твои сбылись, тебя наполняет радость. | 12 Не сбывающаяся надежда томит сердце, а сбывшееся желание — дерево жизни. | 12 Несбывшаяся надежда — боль сердца, а исполненное желание — древо жизни. |
13 Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. | 13 Кто пренебрегает заповедью, навлекает на себя погибель, тот же, кто чтит заповедь, вознаграждён будет. | 13 Презирающий наставление сам себя губит, а чтущий заповедь будет вознагражден. | 13 Кто сказанным пренебрежет — себя погубит, а кто почитает заповедь — получит награду. |
14 [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.] | 14 Наставления мудрого возвращают жизнь, его слова помогают в минуты несчастья. | 14 Учение мудрых — источник жизни, отводящий от сетей смерти. | 14 |
15 Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. | 15 Разумный человек - в почёте у людей, но жизнь тяжела для тех, кому нельзя доверять. | 15 Здравый разум вызывает расположение, а путь вероломных ведет к погибели. | 15 Учение мудреца — источник жизни, оно сберегает от сетей смерти. |
16 Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток. | 16 Мудрый думает, прежде чем сделать, глупец утверждает свою глупость делом своим. | 16 Всякий разумный поступает со знанием, а глупец выказывает свою дурость. | 16 Здравый разум одаряет милостью, а путь коварства ведет к погибели. |
17 Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. | 17 Если гонец, приносящий весть, не имеет доверия, вокруг него будет беда, но мир всегда вокруг того, кому доверяют. | 17 Жди от плохого посла беды, а от верного вестника — исцеления. | 17 Проницательный действует с умом, а глупец свою дурь выказывает. |
18 Худой посол попадает в беду, а верный посланник - спасение. | 18 Позор и бедность ждут того, кто не учится на своих ошибках, но если он слушает порицание, то извлекает пользу. | 18 Бедность и стыд пренебрегающему наставлением, а внимающего упреку почтят. | 18 Дурному вестнику несдобровать, а верный гонец несет исцеление. |
19 Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести. | 19 Исполнение желания приносит радость, глупый же никогда не захочет уклониться от зла. | 19 Сладко душе сбывшееся желание, а глупцам противно от зла отвернуться. | 19 Нищета и бесчестье тому, кто отверг назидание, а тому, кто принял наставление, почет. |
20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. | 20 Иди с мудрыми, и сам станешь мудрым, а поведись с глупцами, и тебя ожидают беды. | 20 Кто общается с мудрыми, сам станет мудр, а спутник глупцов попадет в беду. | 20 Исполнение желаний услаждает душу; хуже нет для глупца, чем расстаться со злом. |
21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. | 21 Несчастья преследуют грешников, доброму же воздаётся добром. | 21 Несчастье преследует грешника, а благополучие — награда для праведных. | 21 С мудрецами общаясь, станешь мудрее, а повелся с глупцами — не минуешь беды. |
22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром. | 22 Добрый оставит наследство детям и внукам, а богатство злых в конце концов перейдёт в руки к людям праведным. | 22 Добрый человек оставит наследство детям своих детей, а богатство грешных копится для праведных. | 22 За грешником ходит беда, а праведнику воздается добром. |
23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. | 23 Желание бедняков - иметь вдоволь еды, но бесхозяйственность ведёт к потерям. | 23 Много хлеба может дать и поле бедняка, но несправедливость отнимает у него урожай. | 23 Богатство достойного пойдет детям и внукам, а что нажил грешник — праведнику достанется. |
24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. | 24 Родители, искренне любящие своего ребёнка, поправляют его. Любящие родители учат его идти праведным путём. | 24 Жалеющий розгу не любит своего сына, а кто любит, прилежно его наказывает. | 24 Пусть и обилен урожай бедняка, беззаконие его похитит. |
25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. | 25 У добрых людей будет всё, что им истинно нужно, у злых не будет даже необходимого. | 25 Праведник досыта будет есть, а нечестивый — ходить голодным. | 25 Кому жалко розгу, не жалко сына, а кто сына любит, не забудет его вразумить. |
26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. | | | 26 Праведник ест досыта, а в животе у нечестивых пусто. |