1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. | 1 Это премудрости Соломона: Мудрый сын осчастливит отца своего, глупый сын огорчает мать. | 1 Притчи Соломона: Мудрый сын — радость своего отца, а глупый сын — горе своей матери. | 1 Изречения Соломона. Мудрый сын — на радость отцу, а сын глупый — матери на горе. |
2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. | 2 Если человек получает деньги за плохие дела, то они ничего не стоят, но, делая добро, человек спасается от смерти. | 2 Не приносят блага сокровища, нажитые неправдой, а праведность спасает от смерти. | 2 Прока нет в неправедном богатстве, а праведность спасает от смерти. |
3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. | 3 Господь заботится о праведных. Он даёт им необходимую пищу и отбирает всё у злых людей. | 3 Не допустит Господь, чтобы праведник голодал, и не даст нечестивым исполнить свои желания. | 3 Не оставит Господь праведника голодным, но отвергнет алчущего нечестивца. |
4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. | 4 Праздные руки приносят нищету, трудолюбивые руки приносят богатство. | 4 Ленивые руки ввергают в бедность, а усердные руки приносят богатство. | 4 От ленивых рук — разорение, а от прилежных — богатство. |
5 Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный. | 5 Умный вовремя собирает урожай, спящий во время жатвы будет пристыжен. | 5 Собирающий плоды летом — разумный сын, а спящий в пору жатвы — сын беспутный. | 5 Кто потрудится летом — молодец, а кто жатву проспит, тому позор. |
6 Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. | 6 Добрые люди приносят благословение, слова же злого лишь скрывают насилие. | 6 Головы праведников венчают благословения, но на устах нечестивых — жестокость. | 6 Благословениями праведник увенчан, а уста нечестивых таят насилие. |
7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. | 7 Добрый человек оставляет добрую память, злой человек будет быстро забыт. | 7 Память о праведнике будет благословенна, а имя нечестивых сгниет. | 7 Память о праведнике благословенна, но даже имя нечестивого сгинет. |
8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. | 8 Мудрый человек принимает чужие советы, глупец начинает спорить и навлекает на себя беду. | 8 Мудрый сердцем внимает повелениям, а глупца болтливого ждет крушение. | 8 В сердце мудреца хранятся заповеди, а уста глупца доведут до беды. |
9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. | 9 Кто искренен, тот вне опасности, но кто обманывает, тот будет пойман. | 9 Идущие честно, идут в безопасности, но искривляющие свой путь будут уличены. | 9 Кто идет прямой дорогой, тот спокоен, а кто петляет — тот и попадется. |
10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. | 10 Скрывающий правду - причина несчастья, говорящий открыто сотворяет мир. | 10 Лукаво подмигивающий накличет беду, а болтливого глупца ждет крушение. | 10 Перемигивания вызовут обиду, а уста глупца доведут до беды. |
11 Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. | 11 Слова доброго человека - источник жизни, слова же злого лишь скрывают насилие. | 11 Уста праведника — источник жизни, а уста нечестивых таят насилие. | 11 Уста праведника — живительный родник, а уста нечестивых таят насилие. |
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. | 12 Ненависть приводит к раздору, а любовь прощает все ошибки. | 12 Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи. | 12 Ненависть раздоры раздувает, а любовь загладит все грехи. |
13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга. | 13 К словам мудрых надо прислушиваться, глупцы должны быть наказаны. | 13 На губах разумного находится мудрость, но розга — для спины безрассудного. | 13 На устах разумных обитает премудрость, а для спины глупых найдется розга. |
14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель. | 14 Мудрые люди спокойны и учатся новому, глупцы своими речами приносят себе несчастья. | 14 Мудрецы сберегают знание, но уста глупца приближают гибель. | 14 Мудрецы берегут познание, а речи глупца ведут к разорению. |
15 Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их. | 15 Богатство хранит богатого, бедность разрушает бедняка. | 15 Состояние богатого — крепкий город его, а нищета бедных — их гибель. | 15 Для богатого достаток — словно крепость, а для бедных нищета — как пепелище. |
16 Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху. | 16 Поступки доброго приносят жизнь, а злого - возмездие. | 16 Плата праведному — это жизнь, прибыль нечестивых — грешить опять. | 16 Труды праведного — ради жизни, но нажива нечестивца — для греха. |
17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает. | 17 Кого учит наказание, тот может помочь другим, но кто не хочет ученья, тот идёт неверным путем. | 17 Внемлющий наставлению — на пути жизни, но сбивается с пути не слушающий укора. | 17 Следовать наставлениям — вот путь жизни, а если пренебрегаешь упреками, заблудишься. |
18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. | 18 Тот, кто скрывает ненависть, - лжец. Тот, кто открыто распространяет клевету, - глупец. | 18 Лживые губы у таящего ненависть, и глуп, кто разносит клевету. | 18 Лживые уста таят вражду, разносчик сплетен — глуп. |
19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. | 19 Многословие не остановит преступления, но сдержанность в речах весьма действенна. | 19 При многословии не избежать греха, но тот, кто язык удерживает, разумен. | 19 При многословии не миновать греха, а кто скуп на слова, тот разумен. |
20 Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество. | 20 Слова доброго человека - чистое серебро, а мысли злого человека ничтожны. | 20 Язык праведника — отборное серебро, но грош цена разуму нечестивых. | 20 Язык праведника — что отборное серебро, а много ли стоит сердце нечестивца? |
21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. | 21 Многим людям помогут слова доброго человека, но глупость глупого смертельна для него. | 21 Многих питают уста праведника, а глупцы умирают от недостатка разума. | 21 Слова праведного оберегают многих, а глупцов губит собственная дурость. |
22 Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит. | 22 Благословленье Господнее приносит истинное богатство, печали же никакой не приносит. | 22 Благословение Господа обогащает, и не прилагает Он скорби к богатству. | 22 Благословение Господне тебя обогатит, ты с ним горя знать не будешь. |
23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. | 23 Глупый наслаждается своими глупыми делами, мудрый счастлив мудростью своей. | 23 Забава глупца — поступать порочно, а мудрость — радость разумного. | 23 Глупца радует пакость, а проницательного — мудрость. |
24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. | 24 Глупый будет побеждён тем, чего он боится, а добрый человек получит всё, о чём мечтает. | 24 Что пугает нечестивых, то и постигнет их, а желания праведных будут исполнены. | 24 Сбудутся страхи нечестивых, и желания праведных исполнятся. |
25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании. | 25 Злые люди исчезают, словно вихрь, ничего не оставляя за собой, у того же, кто праведен, - прочное основание. | 25 Пронесется буря — и нет нечестивых, а праведные устоят вовеки. | 25 Буря пройдет — и нет нечестивца, но праведник крепок вовеки. |
26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. | 26 Никогда не позволяй ленивому делать что-либо для тебя, он будет для тебя, как уксус во рту, или дым в глазах. | 26 Как уксус зубам и дым глазам, так и лентяй для тех, кто его посылает. | 26 Как уксус во рту, как дым в глаза — так и лодырь для того, кто с ним связался. |
27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. | 27 Кто Господа чтит, тот долго живёт, злобные же люди теряют годы жизни. | 27 Страх перед Господом прибавит жизни, а лета нечестивого будут кратки. | 27 Кто Господа боится — живет долго, но годы нечестивых сочтены. |
28 Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет. | 28 Надежды доброго приносят счастье, надежды злобных разрушают всё. | 28 Надежда праведных ведет к радости, а предвкушение нечестивых не сбудется. | 28 Радостны упования праведных, но погибнет надежда нечестивых. |
29 Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. | 29 Господь хранит добрых людей и сокрушает тех, кто зло творит. | 29 Путь Господень — убежище для непорочных, но погибель для тех, кто творит зло. | 29 Путь Господень для непорочного — прибежище, а для злодея — ужас. |
30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. | 30 Добрые люди будут всегда вне опасности, покинуть землю будут вынуждены злые. | 30 Праведник не искоренится вовеки, но нечестивые на земле не останутся. | 30 Непоколебим вовеки праведник, а нечестивым на земле не удержаться. |
31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. | 31 Добрые люди всегда говорят мудрые вещи, но тех, кто приносит несчастья, люди не будут слушать. | 31 Уста праведника изрекают мудрость, а порочный язык будет отсечен. | 31 Уста праведника источают мудрость, а зловредный язык будет отрезан. |
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное. | 32 Добрые люди дают правильные советы, всё, что говорят злые, приносит несчастье. | 32 Губы праведника знают уместное, а уста нечестивых — порочное. | 32 Из уст праведника исходит полезное, а из уст нечестивых — зловредное. |