1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.1 От Иакова, раба Божьего, и Господа Иисуса Христа всем людям Божьим, рассеянным по миру, приветствия! поклон!1 Двенадцати родам иудеев, рассеянным среди народов. Вас приветствует Иаков, слуга Бога и Господа Иисуса Христа.1 Иаков, служитель Бога и Господа Иису?са Христа, приветствует двенадцать племен, рассеянных по миру!
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,2 Братья мои, с великой радостью принимайте всякие испытания,2 Братья, когда вы сталкиваетесь с различного рода испытаниями, считайте это великой радостью.2 Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью.
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;3 зная, что ваша вера, пройдя через испытание, порождает терпение.3 Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость,3 Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость.
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.4 И это терпение должно оказать своё действие, так что вы достигнете совершенства и полноты, и не будет в вас изъяна.4 а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы стали зрелыми и цельными, без всяких недостатков.4 А стойкость должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких недостатков.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему.5 Если у кого-то из вас недостаточно мудрости, то он должен испросить у Бога, Который щедро дарует людям и не ищет недостатков, и Бог даст ему.5 Если кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, Который, не упрекая, щедро наделяет ею всех, — и ему будет дано.5 А если кому-то из вас недостает мудрости, пусть попросит у Бога, который всем дает щедро, без попреков — и ему будет дано.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.6 Но просить вы должны с верою, без всякого сомнения, ибо сомневающийся подобен морской волне, гонимой ветром и колеблемой.6 Но тот, кто просит, должен верить нисколько не сомневаясь, потому что сомневающийся похож на морскую волну, носимую и разбиваемую ветром.6 Но пусть просит с верой и без сомнений. Ведь тот, кто сомневается, подобен морской волне, которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.7 Сомневающийся думает о двух разных вещах одновременно и непостоянен в своих поступках.7 Пусть такой человек не рассчитывает получить что-либо от Господа.7 [7-8] Пусть такой человек, двоедушный, нетвердый во всех своих поступках, не надеется что-то получить от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.8 Такой человек не должен думать, что получит от Господа что-либо.8 Это двоедушный человек, нетвердый во всем, что бы он ни делал.8
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,9 Брат, который в нужде, должен гордиться тем, что Бог дал ему богатство духовное.9 Брат из низшего сословия, на самом деле, может хвалиться своим высоким положением.9 Пусть неимущий брат гордится, когда Бог его возвышает,
10 а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.10 Богатый же должен гордиться тем, что Бог послал ему смирение, ибо он исчезнет, подобно дикому цветку.10 А богатый может хвалиться своим унижением, потому что он исчезнет, как полевой цветок.10 а богач гордится, когда Бог его унижает, потому что богатство его так же мимолетно, как полевой цветок.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.11 Солнце восходит, наступает палящий зной, и цветок увядает от зноя, лепестки его опадают, и погибает красота его. Так же и богатые исчезнут со всеми делами своими.11 Восходит солнце и своим жаром сушит растение, его цветок опадает, и вся красота исчезает. Так же и богатый человек увянет за своими делами.11 Солнце взошло, опалило зноем — и увял стебелек, цвет опал, и погибла прелесть цветка. Так и богач увянет в самый разгар своих дел.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.12 Блажен, кто подвергается испытаниям, ибо, пройдя через них, он получит венец жизни вечной, обещанной Богом тем, кто любит Его.12 Блажен тот, кто, перенеся испытание, выдержит его до конца — он получит венец жизни, который Бог обещал всем, кто любит Его.12 Счастлив человек, который стойко переносит испытания, потому что он, выдержав их, получит венок жизни, обещанный Богом тем, кто Его любит.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,13 Никто из подвергаемых искушению не должен говорить: `Это искушение послано Богом`, ибо Бог не имеет ничего общего со злом и никого не искушает.13 Когда вас постигает искушение, не говорите: «Это Бог меня искушает». Бог Сам не может быть искушен злом и не искушает никого.13 И пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: «Это Бог меня искушает». Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;14 Но каждого искушают его же собственные желания, которые завлекают его и держат в плену.14 Каждого человека искушают его же собственные желания, они увлекают и соблазняют его.14 но каждый человек искушает себя сам: его увлекают и манят собственные желания.
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.15 Желание подобно женщине, которая зачала грех и породила его, грех же, когда утвердится, порождает смерть.15 Затем желание зачинает и порождает грех, а совершенный грех порождает смерть.15 А желание, зачав, рождает грех. Грех же, созрев, производит на свет смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.16 Так не позволяйте же себе обманываться, мои возлюбленные братья.16 Любимые мои братья, не заблуждайтесь.16 Братья мои любимые, не обманывайте себя!
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.17 Всякий добрый и совершенный дар приходит свыше, от Отца, Создавшего свет небесный. Бог постоянен и неизменен.17 Все добрые и совершенные дары исходят свыше, от Отца светил, у Которого нет ни изменения, ни тени перемены.17 Все, что дается во благо, и всякий дар совершенный — свыше, исходят от Отца Светил, у которого нет ни перемен, ни затмений.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.18 Он решил сделать нас Своими детьми через истинное послание, чтобы мы стали самыми важными среди всех Его созданий.18 Он Сам по Своей воле родил нас словом истины, чтобы нам быть первыми плодами среди Его созданий.18 Это Он по Своей воле родил нас словом истины, чтобы сделать нас начатком Своего творения.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,19 Возлюбленные братья, всегда стремитесь больше слушать, чем говорить, и не поддавайтесь гневу с лёгкостью,19 Любимые мои братья, поймите: пусть каждый будет склонен скорее слушать, чем говорить или проявлять гнев.19 Так помните, братья мои любимые: пусть каждый человек торопится слушать, но медлит с ответом, медлит с гневом.
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.20 ибо гнев людской мешает жить праведно, как это угодно Богу.20 В гневе человек не делает угодного Богу.20 Гнев человеческий не способствует праведной жизни, какой хочет Бог.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.21 Так отрекитесь же от всякой нечистоты и зла вокруг и примите с кротостью учение Божье, насаждаемое в сердца ваши, ибо оно может спасти ваши души.21 Поэтому оставьте всякую нечистоту и остаток злобы и в кротости примите насаждаемое слово, которое имеет силу спасти ваши души.21 И поэтому избавьтесь от всякой грязи и обилия пороков. С кротостью принимайте Слово, которое укоренил в вас Бог, потому что оно может спасти вас.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.22 Поступайте согласно учению Божьему, а не просто внимайте ему бесцельно, ибо если вы только слушаете, то обманываете себя.22 При этом будьте не только слушателями слова, но и исполнителями его, иначе вы просто обманываете себя.22 Будьте исполнителями Слова, а не только слушателями, которые обманывают самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:23 Если кто-то только внимает учению Божьему, но не следует ему, то уподобляется тому, кто рассматривает своё лицо в зеркале:23 Кто слушает слово, но не исполняет его, тот похож на человека, который смотрит в зеркало:23 Ведь если кто-то слушает Слово, но не исполняет его, он похож на человека, смотрящего на себя в зеркало:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.24 увидит себя, отойдёт и забудет тотчас, как выглядит.24 он посмотрел на себя и отошел, и сразу забыл, как выглядит.24 он рассмотрел себя, но стоит ему отойти от зеркала — и он уже не помнит своего лица.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.25 А кто внимательно изучает совершенный закон Божий, приносящий свободу людям, и ведёт себя согласно ему, применяя его на деле, а не забывает, выслушав, тот блажен будет в своих поступках.25 Но человек, который постоянно вникает в совершенный Закон, Закон, дающий свободу, и поступает согласно ему, не забывая о том, что слышал, будет блажен в своих делах.25 Только тот, кто пристально всмотрелся в совершенный закон, несущий свободу, и уже не отступился от него, то есть не забывчивый слушатель, а делатель дела, — будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.26 Если кто-то считает себя благочестивым, но не обуздывает своего языка, то он лишь обманывает себя, и всё его благочестие ничего не стоит.26 Кто считает себя благочестивым, но не может управлять своим языком, тот обманывает самого себя, и благочестие такого человека бесполезно.26 Если кто-то считает себя набожным, но не умеет держать в узде свой язык, то он обманывает себя и набожность его не более чем пустой звук.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.27 Истинное же благочестие, угодное Богу, ничем не запятнанное и чистое перед Богом и Отцом, выражается в заботе о вдовах и сиротах, нуждающихся в помощи, и в сохранении себя неосквернённым от мира.27 Чистое и непорочное благочестие перед Богом, нашим Отцом, заключается в том, чтобы помогать сиротам и вдовам в их нуждах и хранить себя чистым от этого мира.27 Вот если ты заботишься о сиротах и вдовах в беде, если хранишь себя не запятнанным грязью мира, тогда твоя набожность чиста и безупречна в глазах Бога и Отца.