1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,1 Истинy говорю во Христе. Я не лгу, и пусть моя совесть, освящённая Духом Святым, будет мне в этом свидетелем:1 Я говорю истину и не лгу, как и подобает последователю Христа. Об этом свидетельствует моя совесть, руководимая Святым Духом.1 Я говорю правду, как и следует христианину, я не лгу и свидетель мне моя совесть, руководимая Духом Святым.
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:2 в сердце моём великая печаль и боль за народ иудейский.2 Мне очень грустно, и сердце мое полно бесконечной боли:2 Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна!
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,3 Ибо близок я к тому, чтобы себе самому пожелать оказаться отлучённым от Христа, ради спасения моих братьев, моих соплеменников,3 я бы предпочел сам быть проклятым и отлученным от Христа ради моих братьев, родных мне по крови3 Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих соплеменников!
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;4 израильтян. Они - избранные дети Божьи, им принадлежит право быть признанными детьми Божьими, увидеть славу Божью и принять соглашение, заключённое Богом со Своим народом. Им был дарован закон Моисея и истинный обряд богослужения, им Бог дал обещания.4 — израильтян. Ведь они получили сыновние права, славу и заветы с Богом, им были даны Закон, богослужение и Его обещания.4 Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою Славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания [40] от Бога,
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.5 Это они - потомки наших великих отцов, они - земная семья Христа, Бога над всем, благословенного вовеки. Аминь!5 Из этого народа произошли праотцы, от них по человеческой природе происходит Христос — Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь.5 у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;6 И не то, чтобы обещанное Богом не исполнилось; ведь не все, кто произошёл от Израиля, на самом деле израильтяне.6 Но это не означает, что слово Божье осталось неисполненным, потому что не все израильтяне — истинный Израиль.6 Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все израильтяне — истинный Изра?иль.
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.7 И если они - потомки Авраама, то это ещё не значит, что все они - истинные дети Авраамовы. Ибо, как сказал Бог: `Твоим единственным законным сыном будет Исаак`.7 И не все потомки Авраама являются его истинными детьми. Написано: «Через Исаака ты будешь иметь потомство, которое Я тебе обещал» .7 И не все потомки Авраама — его дети. Ведь Бог сказал: «Твой род продолжится через Исаака»,
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.8 Это означает, что не все потомки Авраама - истинные дети Божьи, а лишь те, кто родился во исполнение Божьего обещания Аврааму.8 Другими словами, не дети, рожденные естественным образом являются детьми Божьими, а дети, чье рождение было результатом Его обещания, и есть потомки Авраама.8 то есть не те дети, что родились от плотского союза, — дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.9 Обещание же гласило: `В назначенное время Я возвращусь, и у Сарры родится сын`.9 Обещание же было дано в таких словах: «В назначенное время Я вернусь, и у Сарры будет сын».9 Вот это обещание: «Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын».
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.10 И это ещё не всё. Ревекка также имела сыновей, у которых был один отец, наш предок Исаак.10 Но не только это. У обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец — наш отец Исаак.10 Но это не все. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило11 И перед тем как родились оба сына, ещё до того, как они совершили что-либо хорошее, или дурное, Бог сказал Ревекке: `Старший сын будет служить младшему`.11 Но еще до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо хорошее или плохое (чтобы выбор Божий11 Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей: «старший младшему станет рабом», чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,12 Бог сказал это ещё до их рождения, потому что мальчик, которого Он избрал, был избран на основании того, что Бог решил избрать его во исполнение Своего намерения призвать именно его, а не на основании того, что мальчики совершили.12 зависел не от их дел, а только от самого Призывающего), Ревекке было сказано: «Старший будет служить младшему».12 и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога.
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.13 Как сказано в Писании: `Я любил Иакова, но ненавидел Исава`.13 Как об этом и написано: «Я полюбил Иакова, а Исава возненавидел».13 Как говорится в Писании: «Иакова Я полюбил, а Иса?ва возненавидел».
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.14 Что же сказать теперь? Ведь Бог не бывает несправедлив, не так ли? Разумеется, не бывает!14 Что же это значит? Может, Бог несправедлив? Нет!14 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? — Ни в коем случае!
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.15 Ибо сказал Он Моисею: `Я помилую того, кого Сам решу помиловать, и сжалюсь над тем, над кем Сам решу сжалиться`.15 Он сказал Моисею: «Я помилую того, кого помилую, и пожалею того, кого пожалею». 15 Моисею Бог сказал: «Я милую тех, кого хочу миловать. Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным».
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.16 Это значит, что Бог выбирает, кому из людей оказать милость, независимо от человеческих усилий.16 Поэтому, имеет значение не желание или усилие человека, а милость Божья.16 Итак, все зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.17 Но, согласно Писанию, Бог сказал фараону: `Я сделал тебя царём для того, чтобы через тебя явить всем силу Мою, и имя Моё было проповедано по всей земле`.17 ВПисании Бог говорит фараону: «Я возвысил тебя для того, чтобы показать на тебе Мою силу и чтобы Имя Мое стало известно по всей земле».17 В Писании Бог говорит фараону: «Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и имя Мое сделать известным по всей земле».
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.18 Так вот, Бог проявляет милость к тому, кого Сам избирает для милости Своей, и ожесточает тех, кого Сам выбирает для этого.18 Поэтому Бог проявляет милость к тем, к кому Он Сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить.18 Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит.
19 Ты скажешь мне: `за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?'19 Вы, может быть, скажете мне: `Если Бог руководит нашими поступками, то почему же, в таком случае, Он винит нас? Кто станет противиться воле Его?`19 Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Он нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?»19 Ты меня спросишь: «Как Он может в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: `зачем ты меня так сделал?'20 Да, но кто же ты, человек, чтобы задавать такие вопросы Богу? Ведь не спрашивает же глиняный горшок у горшечника: `Почему ты создал меня таким?`20 Но кто ты такой, человек, чтобы спорить с Богом? Разве говорит изделие тому, кто его сотворил: «Почему ты меня сделал таким?»20 Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?21 И разве глина не подвластна воле горшечника, когда он превращает кусок глины в особый сосуд или в простой кувшин?21 Разве не вправе горшечник сделать из одного и того же куска глины утварь для почетного употребления и для низкого?21 Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,22 Бог хотел проявить Свой гнев и показать Свою силу, но Бог проявил большое терпение по отношению к людям, которые вызывали у Него гнев и которым было назначено уничтожение.22 А что, если Бог, желая показать гнев и явить Свою силу, долго терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению?22 А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество, долго терпел «сосуды гнева», которые обречены на уничтожение,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,23 Он терпел, чтобы проявить Свою безграничную милость к людям, которые должны были стать воспреемниками Его милосердия и которых Он приготовил к принятию славы.23 Что если Он делает это для того, чтобы проявить богатство Своей славы к тем, к кому Он хочет проявить милость и кого Он приготовил для славы, —23 для того именно, чтобы явить все безмерное величие Своей славы по отношению к «сосудам милости», предназначенным для славы? И эти «сосуды милости» — мы.
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?24 Мы именно те люди, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. Так может ли кто возражать против деяний Бога во всей Его силе?24 к нам, призванным Им не только из иудеев, но и из язычников?24 Нас Он призвал — и не только из иудеев, но и из язычников,
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.25 Как сказано в книге Осии в Писании: `Тех, кто не принадлежит к народу Моему, Я назову Своим народом, и нелюбимый народ Я назову любимым`.25 Как Он и говорит через пророка Осию: «Я назову Моим народом не Мой народ; и нелюбимую — любимой», 25 как об этом Он говорит в книге Осии: «Я назову народ, который был не Мой, Моим и нелюбимую — любимой.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.26 `И в том же самом месте, где, как сказал Бог: `Вы - не Мой народ`, в том самом месте их назовут детьми живого Бога`.26 и: «Там, где им было сказано: вы не Мой народ, – они будут названы сынами живого Бога». 26 И в том самом месте, где Я сказал им: „Вы не Мой народ“, — теперь их назовут сынами Бога Живого».
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;27 И Исайя восклицает по поводу Израиля: `Даже если дети Израиля числом своим подобны песчинкам на дне морском, то только небольшое число их будет спасено,27 Исаия восклицает об Израиле: «Хотя израильтяне числом, как песок морской, лишь остаток будет спасен. 27 А Иса?йя восклицает об Израиле: «Даже если число израильтян будет как песок морской, все равно спасен будет лишь остаток.
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.28 ибо Господь исполняет Свой суд над людьми на земле быстро`.28 Господь решительно и быстро приведет в исполнение Свой приговор над землей». 28 Свой приговор, решительный и скорый, исполнит над землей этой Господь».
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.29 И, как предсказал Исайя: `Если бы Господь Всемогущий не оставил нам потомков, то ныне мы уподобились бы Содому и стали, как Гоморра`.29 И как еще говорил Исаия в своем пророчестве: «Если бы Господь Сил не оставил нам нескольких уцелевших , то мы уподобились бы Содому, стали бы как Гоморра» [o]. 29 Как предсказал Исайя: «Если бы Господь Воинств не оставил нам нескольких уцелевших, мы стали бы как Содо?м и уподобились Гомо?рре».
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.30 Что же сказать теперь? Мы приходим к заключению, что язычники, не искавшие праведности, всё же обрели праведность через веру.30 Что же нам теперь сказать? Язычники, которые и не стремились к праведности, получили праведность, благодаря своей вере.30 Итак, что из этого следует? Что язычники, не добивавшиеся оправдания, получили оправдание, оправдание через веру,
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.31 Но народ Израиля, следовавший указаниям закона, который мог привести к оправданию перед Богом, не преуспел в этом.31 Израиль же, стремившийся к праведности через исполнение Закона, так и не достиг ее.31 в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,32 Почему же? Потому, что они искали оправдания перед Богом не через веру, а через свои дела. Они не доверились Богу и споткнулись о камень преткновения,32 Почему? Потому что они стремились получить ее не по вере, а по делам. Они споткнулись о «камень преткновения».32 Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. Он споткнулся о «камень преткновения»,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.33 как и сказано в Писании: `Смотри же, я положу в Сионе камень преткновения, камень, о который спотыкаются грешники, но, кто верит в Него, не устыдится`.33 Об этом написано: «Вот Я кладу на Сионе Камень, о Который споткнутся, Скалу, из-за Которой они упадут, но верующий в Него никогда не будет постыжен». 33 как написано: «Вот Я закладываю на Сио?не камень — и о него споткнутся, скалу — из-за нее упадут. Но тот, кто верит в Него, не будет посрамлен».