1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления. | 1 Если человек упрям и сердится ещё больше, когда ему говорят, что он неправ, такой будет уничтожен. Нет у него надежды. | 1 Тот, кто коснеет в упрямстве после многих упреков, будет внезапно погублен — без исцеления. | 1 Кто ожесточается, слыша наставления, погибнет нежданно и безвозвратно. |
2 Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. | 2 Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой - все жалуются. | 2 Когда умножаются праведники, люди радуются, а когда нечестивые правят, люди стонут. | 2 Праведные в силе — и радуется народ; нечестивцы у власти — и народ стонет. |
3 Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. | 3 У любящего мудрость отец очень счастлив. А если человек выбрасывает деньги на блудниц, такой потеряет богатство. | 3 Человек, любящий мудрость, приносит отцу радость, а приятель блудниц расточает богатство. | 3 Кто любит мудрость, радует отца своего, а кто знается с блудницами — расточает нажитое. |
4 Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. | 4 У справедливого царя народ будет сильным. Но у себялюбивого царя, у которого народ должен платить за то, что царь для него делает, у такого царя народ будет слабым. | 4 Правосудием царь укрепляет страну, а жадный до взяток ее разоряет. | 4 Царское правосудие укрепляет страну, а взятки ее разрушают. |
5 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. | 5 Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, расставляет себе ловушку. | 5 Льстящий ближнему своему раскидывает сеть у него под ногами. | 5 Кто льстит ближнему, сеть ему стелет под ноги. |
6 В грехе злого человека - сеть для него, а праведник веселится и радуется. | 6 Злобные побеждены своими грехами. Но добрый может петь и быть счастливым. | 6 Злодея ловит его же грех, а праведник может петь и радоваться. | 6 Грех — ловушка для нечестивца, а праведник веселится и радуется. |
7 Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела. | 7 Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно. | 7 Помнит праведник о правах бедняков, а нечестивый в них и не вникает. | 7 Помнит праведник о тяжбе бедняка, а нечестивый и знать не хочет. |
8 Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. | 8 Высокомерные - причина многих бед. Они способны смутить города. Но мудрый приносит мир. | 8 Глумливые возмущают город, а мудрецы отвращают гнев. | 8 Наглые люди баламутят город, а мудрые утихомирят ярость. |
9 Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя. | 9 Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и два человека не договорятся. | 9 Где мудрый судится с глупцом, там лишь злость и издевки, и нет покоя. | 9 Если мудрец судится с глупцом — смятение и смех не стихают. |
10 Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни. | 10 Убийцы всегда ненавидят честных людей. Злые хотят сжить со света честных людей. | 10 Кровожадные люди ненавидят беспорочных и праведников хотят лишить жизни. | 10 Убийцы ненавидят непорочного и честного погубить стремятся. |
11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. | 11 Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках. | 11 Глупец дает гневу свободный выход, а мудрый владеет собой. | 11 Глупец дает волю гневу, а мудрый дает ему остыть. |
12 Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы. | 12 У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники. | 12 Если правитель внимает лжи, все его сановники становятся злодеями. | 12 Если правитель выслушивает ложь, то и придворные будут нечестивы. |
13 Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь. | 13 И бедняк, и его притеснитель - одинаковы: обоим дал жизнь Господь. | 13 У бедняка с притеснителем вот что общее: Господь дал зрение глазам обоих. | 13 Вот что роднит бедняка и угнетателя: свет в очах у обоих — от Господа. |
14 Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится. | 14 Царь, справедливый к бедным, будет царствовать долго. | 14 Если царь судит бедных по справедливости, его престол утвердится вовеки. | 14 Если царь судит бедных по правде — престол его нерушим вовеки. |
15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. | 15 Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё, что угодно, опозорит мать. | 15 Розга и обличение дают мудрость, а ребенок, оставленный в небрежении, срамит свою мать. | 15 Розга и внушения дают мудрость, а заброшенный ребенок — позор для матери. |
16 При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их. | 16 Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде. Но добрые победят в конце концов. | 16 Когда умножаются нечестивые, умножается грех, но праведники увидят их гибель. | 16 Где сильны нечестивцы, силен и грех, но праведники увидят их падение. |
17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. | 17 Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордится. Он никогда тебя не опозорит. | 17 Наказывай сына, и он принесет тебе покой; он доставит душе твоей радость. | 17 Вразумляй сына, и будешь за него спокоен, станет он для тебя утешением. |
18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. | 18 Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но, подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив. | 18 Где нет откровения свыше, народ распоясывается; но блажен тот, кто хранит Закон. | 18 Нет пророческих видений — и разнуздан народ, но блажен, кто соблюдает Закон. |
19 Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается. | 19 Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить. Он может поймёт слова твои, но не будет подчиняться. | 19 Слугу не исправить одними словами: он понимает, но не внимает. | 19 Словами раба не вразумить, хоть и поймет, да оставит без внимания. |
20 Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него. | 20 Ты видел того, кто говорит не подумав. У глупого больше надежды, чем у него! | 20 Видел ли ты человека, чье слово поспешно? На глупца больше надежды, чем на него. | 20 Видел ты человека, скорого на слова? От глупца и то больше проку. |
21 Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном. | 21 Если даёшь слуге всё, что он хочет, то в конце концов он не будет хорошим слугой. | 21 Слуга, избалованный с детства, придет к плохому концу. | 21 Если раба с детства баловать — добром это не кончится. |
22 Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит. | 22 Сердитый причиняет несчастья и вспыльчивый виноват во многих грехах. | 22 Гневливый разжигает ссоры, и несдержанный совершает много грехов. | 22 Гневливый вызывает раздоры, вспыльчивый множит злодеяния. |
23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. | 23 Если человек думает, что он лучше других, это его разрушит. Но покорного уважают люди. | 23 Гордость человека его принизит, а смиренный духом будет прославлен. | 23 Заносчивый будет унижен, а смиренный обретет славу. |
24 Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том. | 24 Тот, кто присоединяется к вору в его преступлении, не слишком ценит свою жизнь. Только «угрозы» и проклятия заставят их молчать на суде. | 24 Сообщник воров — враг самому себе; он слышит проклятия жертвы, но не осмеливается сознаться. | 24 Кто вору товарищ, тот сам себе враг: слышит, как проклинают вора, да помалкивает. |
25 Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. | 25 Страх, словно ловушка. Но верующий в Бога будет спасён. | 25 Страх перед человеком — ловушка, а верящий Господу находится в безопасности. | 25 Страх перед людьми — расставленные сети, но уповающий на Господа — неприступен. |
26 Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа. | 26 Многие хотят дружить с правителем. И Господь - единственный, Кто судит справедливо. | 26 Многие ищут приема у правителя, но справедливость — от Господа. | 26 Многие ищут благосклонности правителя, но судья человеку — Господь. |
27 Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем. | 27 Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно. | 27 Нечестивые — мерзость для праведников, а честные — мерзость для неправедных. | 27 Мерзок праведникам обманщик, мерзок нечестивым честный человек. |