1 Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. | 1 Злые всего боятся, но добрый смел, как лев. | 1 Нечестивец бежит, хотя никто его не преследует, а праведник смел, как лев. | 1 Бежит нечестивец, хотя никто за ним не гонится, а праведник невозмутим, как лев. |
2 Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. | 2 Если страна отказывается подчиняться, то в ней будет много недолгих и плохих правителей, но если у народа один мудрый правитель, он будет долговечен. | 2 Когда в стране беззакония, у нее много правителей, а при разумном правителе — стабильность. | 2 Когда в стране смута, правителей много, но с правителем разумным и сведущим страна устоит. |
3 Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. | 3 Правитель, приносящий несчастья бедным, подобен ливню, смывающему урожай. | 3 Бедный человек, притесняющий бедняков, точно дождь проливной, губящий урожай. | 3 Бедняк, притесняющий нищих, — что ливень, смывающий посевы. |
4 Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. | 4 Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми, принимая закон, ты против злых. | 4 Забывающие Закон славят нечестивых, а исполняющие Закон противостоят им. | 4 Кто забыл о Законе — восхваляет нечестивцев, но кто хранит его, тот борется с ними. |
5 Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все. | 5 Злобные не понимают справедливости, но любящие Господа понимают её. | 5 Злодеи не понимают справедливости, а те, кто ищет Господа, понимают ее до конца. | 5 Злые люди не понимают справедливости, но ищущие Господа поймут ее сполна. |
6 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. | 6 Лучше быть бедным и честным, чем богатым и злым. | 6 Лучше бедняк, чей путь беспорочен, чем богач, чьи пути бесчестны. | 6 Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны. |
7 Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. | 7 Подчиняющийся закону - умён. Тот, кто дружит с никчёмными, позорит отца своего. | 7 Тот, кто хранит Закон — сын рассудительный, а кто дружит с расточителями, срамит своего отца. | 7 Разумный сын соблюдает Закон, а кто водится с беспутными — позорит отца. |
8 Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных. | 8 Если разбогател, обманывая бедных, то всё потеряешь. Богатство твоё перейдёт к тому, кто был добр с бедными. | 8 Тот, кто множит богатство непомерными процентами, копит его для того, кто щедр к беднякам. | 8 Ростовщик, что на ссудах наживается, копит для того, кто милостив к беднякам. |
9 Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость. | 9 Если человек отказывается следовать наставлениям Господа, тогда Он не услышит молитву его. | 9 У затыкающего уши, чтобы не слушать Закон, даже молитвы — мерзость. | 9 Кто слов Закона слушать не хочет, у того и молитва — мерзость. |
10 Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. | 10 Плохой человек может строить планы навредить доброму, но сам попадёт в свой капкан, и только хорошее случится с добрым. | 10 Ведущий праведных по дурному пути попадет в свою же западню, а непорочные унаследуют благо. | 10 Кто заманивает честных на путь зла, в свою же ловушку попадет, а кто непорочен — тому благая доля. |
11 Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. | 11 Богатые всегда считают себя умными, но бедный, который мудр, видит правду. | 11 Богач может быть мудр в собственных глазах, но разумный бедняк видит его насквозь. | 11 Богач себя мудрецом воображает, но умный бедняк его раскусит. |
12 Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. | 12 Когда правителем становится добрый человек, все счастливы, но если избран плохой - люди таятся. | 12 Когда торжествуют праведники, царит бурная радость, а когда побеждают злодеи, люди прячутся. | 12 Радуются праведники — и царит ликование; возвышаются нечестивцы — и прячется человек. |
13 Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. | 13 Человек никогда не добьётся успеха, если он прячет свои грехи, но если о своих грехах он говорит открыто и признаётся, что был неправ, то Бог и люди будут к такому милосердны. | 13 Скрывающий свои грехи не преуспеет, а признающий и оставляющий их найдет милость. | 13 Скрываешь свой грех — добра не жди; признаешь его и отвергнешь — помилован будешь. |
14 Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. | 14 Почитающий Господа будет благословлён, но упрямо отказывающийся почитать Бога, призовёт беду. | 14 Блажен человек, всегда боящийся Господа, а коснеющий сердцем в упрямстве в беду попадет. | 14 Блажен, кто всегда страшится Господа, а жестокосердный попадет в беду. |
15 Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. | 15 Когда жестокий правит слабыми, он как рассерженный лев или медведь, готовый к драке. | 15 Точно ревущий лев или рыщущий медведь – злой правитель над бедным людом. | 15 Лев рычащий, медведь свирепый — таков дурной правитель для бедного люда. |
16 Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. | 16 Немудрый правитель вредит своим людям, но честный и ненавидящий обман правитель, будет править долго. | 16 Жестокий правитель нерассудителен, а жизнь ненавидящего нечестную наживу продлится. | 16 Чем глупее правитель, тем больше поборов; но продлятся дни того, кто чужд корысти. |
17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. | 17 Виновный в убийстве другого никогда не найдёт мира в душе. Не поддерживай такого. | 17 Тот, кто мучим виной за убийство, будет беглецом до самой смерти; да не будет ему поддержки. | 17 Кто отягощен кровопролитием — пусть до могилы скитается, пусть не находит приюта. |
18 Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. | 18 Кто живёт праведно, тот одержит победу, злой же падёт вскоре. | 18 Тот, чей путь беспорочен, находится в безопасности, а тот, чьи пути лукавы, падет внезапно. | 18 Кто живет непорочно, будет в безопасности, а кто ходит кривыми путями, нежданно упадет. |
19 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. | 19 Много работающий будет иметь много хлеба, но теряющий время на мечты будет всегда беден. | 19 Возделывающий свою землю будет есть досыта, а гоняющийся за пустыми мечтами насытится нищетой. | 19 Кто возделывает землю, будет сыт, а кто за пустотой гоняется, хлебнет нищеты. |
20 Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. | 20 Господь благословит следующего Ему, но пытающийся только разбогатеть будет наказан. | 20 Верный человек будет богат благословениями, а спешащий разбогатеть не останется безнаказанным. | 20 Стократ благословен человек верный, а кто рвется к богатству, не уйдет от возмездия. |
21 Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. | 21 Судья должен быть справедливым и не должен оправдывать по знакомству. Но некоторые судьи изменяют решения за маленькую плату. | 21 Проявлять лицеприятие нехорошо, – но и за кусок хлеба человек может сделать зло. | 21 Пристрастность — дело недоброе: грешит человек ради ломтя хлеба. |
22 Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. | 22 Себялюбивый желает одного - стать богатым, не понимает такой, как близок он к бедности. | 22 Скаред торопится разбогатеть и не ведает, что ждет его бедность. | 22 Алчный торопится обогатиться, но не знает, что ступает за ним нищета. |
23 Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. | 23 Если ты помогаешь человеку, указывая на его ошибки, он позже будет очень этому рад. Это гораздо лучше, чем всегда говорить людям только приятное. | 23 Упрекающий человека найдет потом больше приязни, чем тот, чей язык льстив. | 23 Скорей отблагодарят тебя за упреки, чем за льстивые речи. |
24 Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: `это не грех', тот - сообщник грабителям. | 24 Некоторые крадут у отца и матери, говоря: `Это не грех`. Такой так же плох, как приходящий в дом и всё разбивающий. | 24 Тот, кто обирает отца и мать и говорит: «Это не грех», – сообщник головорезам. | 24 Кто обирает отца с матерью, приговаривая: «Нет в том греха», — тот заодно с разбойниками. |
25 Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. | 25 Себялюбивый приносит беды, но верующий будет вознаграждён. | 25 Жадный человек разжигает ссоры, а полагающийся на Господа будет процветать. | 25 Корыстный человек затевает раздоры, а уповающий на Господа благоденствует. |
26 Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. | 26 Самоуверенный глуп, но мудрый избежит несчастья. | 26 Тот, кто полагается на себя — глупец, а тот, кто держится мудрости, находится в безопасности. | 26 Кто только на себя надеется — глуп, а спасется тот, кто ходит путями мудрости. |
27 Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. | 27 У дающего бедным будет всего в изобилии, тот же, кто отворачивается, будет проклят многократно. | 27 У того, кто дает бедным, не будет недостатка, а того, кто закрывает на них глаза, будут много проклинать. | 27 Кто делится с бедным, не знает недостатка, а кто закрывает глаза, умножает себе проклятия. |
28 Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. | 28 Когда правителем избран злой - люди таятся, но когда он побеждён, вновь к власти приходит добрый. | 28 Когда злодеи приходят к власти, люди скрываются, а когда они гибнут, умножаются праведники. | 28 Возвышаются нечестивцы — и прячется человек, погибают они — и множатся праведники. |