1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, | 1 {~19~ } Не ревнуй к злым людям. Не теряй на них время. | 1 Не завидуй неправедным людям, к обществу их не стремись, | 1 Не завидуй людям злым, не стремись стать одним из них, |
2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их. | 2 В их сердцах одни только злые планы, все разговоры их о зле. | 2 ведь насилие у них на уме, и уста их говорят о злодействе. | 2 жестокие затеи у них на уме, их уста кому-то беду готовят. |
3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, | 3 {~20~} Добрые дома построены на мудрости и понимании. | 3 Мудростью строится дом и разумом утверждается; | 3 Мудростью возводится дом, разумением он прочен, |
4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом. | 4 И комнаты заполнены знанием. | 4 знание наполняет его комнаты дорогим и красивым добром. | 4 а знание наполняет покои достатком драгоценным и желанным. |
5 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. | 5 {~21~} Мудрость даёт человеку могущество и знание увеличивает силу его. | 5 Мудрый человек — силен, и тот, кто сведущ, увеличивает свою силу, | 5 Кто мудр, тот силен, кто обладает знанием, тот могуч. |
6 Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний. | 6 Ты должен осторожно продумать планы свои перед тем, как начинать войну, и тебе нужно много хороших советников, чтобы выиграть. | 6 ведь чтобы воевать, тебе нужен мудрый совет, и для победы — много советников. | 6 Ведя войну, выслушивай советы: победа там, где советников много. |
7 Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих. | 7 {~22~} Глупые не понимают мудрости. Когда люди обсуждают важные вещи, глупым нечего сказать. | 7 Мудрость слишком возвышена для глупцов; в собрании у ворот нечего им сказать. | 7 Мудрость для глупца недоступна, у ворот городских ему и рта не раскрыть. |
8 Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником. | 8 {~23~} Если ты всегда замышляешь несчастья, люди будут знать тебя, как приносящего беды, и не будут слушать тебя. | 8 Кто замышляет дурное, того назовут злоумышленником. | 8 Кто замышляет зло, того прозовут коварным. |
9 Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей. | 9 Всё, что планирует глупый, - грех. Люди презирают того, кто ставит себя выше других. | 9 Замыслы глупости — грех, и глумливого гнушаются люди. | 9 Затеи глупца — грех, и мерзок людям наглец. |
10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. | 10 {~24~} Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб. | 10 Если ты дал слабину в день беды, сила твоя ничтожна. | 10 Если в день беды ты пал духом — беден ты силой. |
11 Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? | 11 {~25~} Если люди замышляют кого-то убить, ты должен его спасти. | 11 Освобождай ведомых на смерть безвинно, бредущих на убой спасай. | 11 Выручай ведомых на смерть, не отстраняйся от обреченных на гибель! |
12 Скажешь ли: `вот, мы не знали этого'? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его. | 12 Ты не можешь сказать: `Это не моё дело`. Господь знает всё и знает, почему ты делаешь то или другое. Господь следит за тобой. Он знает. Он воздаст тебе по делам твоим. | 12 Вот ты говоришь: «Ой, мы об этом не знали», – но разве Взвешивающий сердца не поймет? Разве Хранящий твою жизнь не узнает? И разве Он не воздаст каждому по делам? | 12 Ты скажешь: «Мы же не знали об этом!» Но Испытующий сердца ведает, все знает Страж твоей жизни — Он каждому воздаст по заслугам. |
13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: | 13 {~26~} Сын мой, ешь мёд. Он хорош, мёд из сот сладок. | 13 Ешь мед, мой сын, ведь он хорош; сотовый мед тебе сладок. | 13 Сын мой, вкушай мед, ибо он хорош, ибо сладки соты для твоего рта. |
14 таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. | 14 Так же и мудрость хороша для твоей души. Если мудр ты, будет у тебя надежда, которая никогда не исчезнет. | 14 Знай: такова душе твоей мудрость; если найдешь ее — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет. | 14 Такова и мудрость для души твоей, и если нашел ее — есть у тебя будущее, и надежды твои не погибнут. |
15 Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, | 15 {~27~ } Не будь словно вор, который хочет украсть у доброго человека, или хочет забрать его дом. | 15 Не устраивай, как разбойник, засады у дома праведника, не разоряй его крова, | 15 Нечестивец, не устраивай засад у дома праведника, обители его не разоряй: |
16 ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. | 16 Если добрый падёт семь раз, он всё равно поднимется опять, но злобный всегда будет побеждён бедами. | 16 ведь праведник, пусть семь раз упадет, поднимется, а злодеев беда погубит. | 16 праведник семь раз упадет — но встанет, а нечестивые споткнутся — и беда им! |
17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. | 17 {~28~} Не радуйся беде врага твоего, не радуйся, когда он упадёт. | 17 Не радуйся, когда враг твой упал, и когда он споткнулся, пусть сердце твое не ликует, | 17 Пал твой враг — не радуйся, споткнулся — пусть не ликует твое сердце, |
18 Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. | 18 Господь увидит, если ты радуешься этому. Господь не одобрит этого и может помочь твоему врагу. | 18 иначе Господь увидит, это будет Ему неугодно и Он отвратит от него Свой гнев. | 18 иначе увидит Господь, сочтет это злом и Свой гнев от твоего врага отведет. |
19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, | 19 {~29~} Не допускай волнений из-за злых и не завидуй им. | 19 Не раздражайся из-за злодеев и не завидуй нечестивым, | 19 Не завидуй злодеям, нечестивцам не завидуй, |
20 потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет. | 20 Нет надежды у злых, и свет их станет темнотою. | 20 ведь у злодея нет будущего, и светильник нечестивых погаснет. | 20 ибо у зла нет будущего, и светильник нечестивых погаснет. |
21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, | 21 {~30~} Сын мой, почитай Господа и царя, и не присоединяйся к тем, кто против них. | 21 Сын мой, бойся Господа и царя и не общайся с мятежниками, | 21 Бойся Господа, сын, и бойся царя, изменников сторонись, |
22 потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает? | 22 Потому что те, кто против, могут быстро погибнуть, и не знаешь ты, сколько несчастий Господь и царь могут обрушить на своих врагов. | 22 ведь от них обоих внезапно придет к ним беда, и кто знает, какие невзгоды они им пошлют? | 22 ибо беда придет от них внезапно: сам не знаешь, какое навлекут несчастье. |
23 Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде - нехорошо. | 23 Это слова мудрых: Судья должен быть справедлив и не должен помогать кому-нибудь просто по знакомству. | 23 Вот еще изречения мудрецов: Выказывать лицеприятие на суде нехорошо. | 23 Вот другие слова мудрецов. Пристрастный суд — недоброе дело; |
24 Кто говорит виновному: `ты прав', того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; | 24 Если судья освобождает виновного, то люди будут против такого судьи и будут плохо говорить о нём. | 24 На сказавшего виноватому: «Ты невиновен», – будут слать проклятия народы, и племена будут негодовать. | 24 кто оправдывает нечестивца — проклят народами, отвергнут племенами. |
25 а обличающие будут любимы, и на них придет благословение. | 25 Но если судья наказывает виновного, все люди буду рады его справедливости. | 25 А осудившие виновного, будут преуспевать, и придет на них доброе благословение. | 25 Но благо тем, кто его наказывает, снизойдет на них благословение. |
26 В уста целует, кто отвечает словами верными. | 26 Честный ответ осчастливит всех, как поцелуй в уста. | 26 Честный ответ, — что поцелуй в губы. | 26 Верный ответ — что поцелуй в уста. |
27 Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой. | 27 Не строй дом раньше, чем засеял поля свои. Убедись, что готов вырастить хлеб прежде, чем строить дом. | 27 Заверши работу на улице, приведи в порядок свои поля, а потом можешь строить свой дом. | 27 Обустрой сперва двор, займись своим полем, а потом уже строй себе дом. |
28 Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими? | 28 Не говори без причины против кого-либо, не лги. | 28 Не свидетельствуй против ближнего без вины и не лги своими устами. | 28 Не свидетельствуй ложно против ближнего — пусть не будет на устах твоих обмана. |
29 Не говори: `как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его'. | 29 Не говори: `Он сделал мне больно, и я отвечу ему тем же. Накажу его за причинённое мне зло`. | 29 Не говори: «Поступлю с ним, как он со мной; отплачу ему за то, что он сделал». | 29 Не говори: «Как он со мной поступил, так и я с ним, воздам ему по заслугам!» |
30 Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: | 30 Я прошёл мимо поля ленивого человека, я прошёл мимо виноградника, принадлежащего неумному. | 30 Я шел мимо поля лентяя, мимо виноградника человека неразумного: | 30 Проходил я раз мимо поля лодыря, мимо виноградника неразумного хозяина, |
31 и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. | 31 Всё на этих полях заросло сорняками, бесполезные растения покрыли землю, и ограда была разрушена. | 31 все поросло колючкой, сорняками зарос участок, и ограда из камня рухнула. | 31 так вот: повсюду разросся терновник, все заполонили сорняки, развалилась каменная ограда. |
32 И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: | 32 Я взглянул на всё это и задумался, и извлёк урок из всего, что видел: | 32 Я глядел и думал об этом, я смотрел и понял урок: | 32 Посмотрел я, поразмыслил, вот что увидел я и понял: |
33 `немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - | 33 немного сна, немного отдыха, сложенные руки и дневная дрёма. | 33 немного поспишь, немного подремлешь, немного, руки сложив, полежишь, | 33 еще чуть поспишь, подремлешь, еще посидишь сложа руки — |
34 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный'. | 34 Всё это сделает тебя бедным очень быстро и ничего у тебя не будет, словно вор вломился в дом твой и всё забрал. | 34 и придет к тебе нищета, как бродяга, и настигнет нужда, как разбойник . | 34 и придет к тебе бедность, как бродяга, нагрянет нужда, как грабитель. |