1 Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. | 1 Как земледельцы роют каналы для поливки полей, меняя направления потоков, так и Господь управляет разумом царей. Он может направить царя, куда Он желает. | 1 Как поток воды, сердце царя в руке Господней: куда Он захочет, туда его и направит. | 1 Сердце царя в руке Господа, как в русле вода — повернет его Господь, куда пожелает. |
2 Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. | 2 Человек думает, что делает всё правильно, но Господь судит по истинным делам. | 2 Все пути человека пред глазами его прямы, но Господь испытывает сердца. | 2 На свой взгляд человек всегда прав, но Господь взвешивает сердца. |
3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. | 3 Делай то, что справедливо и праведно. Господу это угодно больше, чем жертва. | 3 Кто поступает праведно и справедливо – угодней Господу, нежели жертва. | 3 Поступающий праведно и справедливо угодней Господу, чем приносящий жертвы. |
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех. | 4 Глазами и сердцем показывает человек зло: глаза, унижающие других, и сердце, полное высокомерия, - всё это грех. | 4 Надменный взгляд и гордое сердце – как светильник для нечестивого, но это грех. | 4 Надменный взгляд, гордое сердце, светильник нечестивых — грех. |
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. | 5 Торопливость приводит к потере, планы же тех, кто усердно трудится, приводят к изобилию. | 5 Замыслы прилежного принесут изобилие, а всякий торопливый лишь обнищает. | 5 Старания приводят человека к достатку, а суета — лишь к нужде. |
6 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. | 6 Быстро исчезнет богатство, добытое обманом, и приведёт тебя к смерти. | 6 Состояние, нажитое лживым языком, – это тающий пар ищущих смерти. | 6 Кто добивается богатства ложью — гонится за пустотой, стремится к смерти. |
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. | 7 Злые будут уничтожены за зло, ими сотворённое. Они отказываются от праведности. | 7 Жестокость злодеев их же и погубит, ведь они отказываются поступать справедливо. | 7 Злодеяния нечестивцев их же и погубят: ведь они отказались поступать справедливо. |
8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. | 8 Злые всегда стремятся обмануть, но добрые всегда искренни и справедливы. | 8 Путь преступных извилист, а поступки невинных чисты. | 8 Путь обманщика петляет, а поступки непорочного честны. |
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. | 9 Лучше жить на крыше, чем в доме со сварливой женой. | 9 Лучше жить на углу крыши, чем делить дом со сварливой женой. | 9 Лучше жить на краю крыши, чем делить кров со сварливой женой. |
10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. | 10 Злобные хотят сделать больше зла, и они не милосердны к окружающим. | 10 Нечестивый желает зла, милости ближний у него не найдет. | 10 Нечестивец жаждет зла и ближнего не щадит. |
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. | 11 Накажи того, кто смеётся над Богом, и глупые примут этот урок, они станут мудрыми и узнавать будут больше и больше. | 11 Когда наказан глумливый, простаки становятся мудрее; когда наставлен мудрец, он обретает знание. | 11 Наглеца накажешь — простаки поумнеют, наставь мудрого — и возрастет его знание. |
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. | 12 Праведник знает о делах нечестивых людей, и Он их накажет. | 12 Праведник примечает дом нечестивца и насылает на нечестивца гибель. | 12 Праведный наблюдает за домом нечестивых и лишает их силы — на беду им. |
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. | 13 Кто отказывается помочь бедным, тому не будет помощи в нужный момент. | 13 Если кто затыкает уши от крика бедных, то он однажды сам будет кричать, и его не услышат. | 13 Кто при жалобных криках затыкает уши, сам однажды завопит, но ему не ответят. |
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость. | 14 Если кто-то сердит на тебя, сделай ему тайный подарок. Подарок, сделанный тайно, может унять сильный гнев. | 14 Тайный подарок предотвращает гнев, и взятка, скрытая под плащом, — лютую ярость. | 14 Тайный подарок остудит гнев, взятка из-под полы — буйную ярость. |
15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло. | 15 Справедливый суд приносит добрым людям счастье, но злых пугает. | 15 Радость праведным, когда вершат правосудие, но ужас злодеям. | 15 Справедливость совершается на радость праведнику и на страх злодею. |
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. | 16 Человек, теряющий путь мудрости, идёт в сторону гибели. | 16 Тот, кто сошел с пути разума, упокоится в обществе мертвецов. | 16 Кто сбился с пути разумения, в царстве теней успокоится. |
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. | 17 Если приятное времяпрепровождение - главное для человека, то он будет беден, и, если человек тот любит вино и еду, он никогда не будет богатым. | 17 Любящий развлечения обеднеет, любящий вино и дорогие мази не разбогатеет. | 17 Кто любит веселие, не знает достатка, кто любит вино да умащения — не разбогатеет. |
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый. | 18 Злые должны заплатить за всё зло, причинённое добрым. Лживые должны заплатить за все неприятности, которые они доставили честным. | 18 Нечестивым праведника выкупают, а вероломным — верного. | 18 Выкуп за праведника — нечестивец, и за честного — обманщик. |
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. | 19 Лучше жить в пустыне, чем со вспыльчивой и сварливой женой. | 19 Лучше жить в пустыне, чем со сварливой и злобной женой. | 19 Лучше жить в пустыне, чем с женой вздорной и сварливой. |
20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их. | 20 Мудрый бережёт нужные ему вещи, а глупый сразу же их использует. | 20 Дорогое добро и масло остается в доме у мудрого, а глупец его проедает. | 20 Не переводятся у мудреца ценные запасы, а глупец все проедает. |
21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. | 21 Кто постоянно стремится к доброте и любви, будет жить в достатке и чести. | 21 Стремящийся к праведности и любви найдет и жизнь, и праведность, и славу. | 21 Кто стремится к праведности и верности, найдет и жизнь, и праведность, и почет. |
22 Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись. | 22 Мудрый может сделать всё, что угодно. Он может штурмовать город, защитники которого сильны, и разрушить стены, на которые все надеялись. | 22 Один мудрец может покорить город, полный воинов, и низвергнуть крепость, на которую они полагались. | 22 Мудрец покорит город богатырей, обрушит твердыню их надежды. |
23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. | 23 Кто в речах своих осмотрителен, тот спасает себя от несчастий. | 23 Сторожащий уста свои и язык хранит себя от беды. | 23 Кто языку не дает воли, себя от бед оберегает. |
24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости. | 24 Гордец считает себя лучше других, он своими поступками показывает собственную злобность. | 24 Гордец надменный, «глумливый» — имя ему; он действует в чрезмерной гордыне. | 24 Дерзкий и надменный, кому имя — наглец, в дерзости своей необуздан. |
25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; | 25 Алчность убивает ленивого, ибо руки его отказываются работать. Жадному всегда всего мало. Добрый же человек даёт и нужды не знает. | 25 Желания ленивца его умертвят, так как руки его отказываются трудиться. | 25 Желания лодыря его погубят, ведь руки его не хотят работать; |
26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет. | 26 Господь не находит счастья в жертвах, приносимых злыми, особенно, когда они корыстны. | 26 День напролет он жаждет и желает, а праведный дает не жалея. | 26 день за днем он изнывает от желаний, а праведник раздает не жалея. |
27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее. | 27 Лжец будет уничтожен, и любой, кто слушает ложь, также погибнет. | 27 Жертва злодеев — мерзость, тем паче, когда приносится со злым умыслом. | 27 Жертвы от нечестивых — мерзость, еще большая мерзость — приносимые со злым умыслом. |
28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда. | 28 Добрый всегда знает, что он прав, но лживому надо притворяться. | 28 Лживый свидетель погибнет, свидетельство того, кто все слышал, устоит. | 28 Погибнет лжесвидетель, а последнее слово — за тем, кто все слышал. |
29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. | 29 Нет достаточно мудрого человека, чтобы строить успешные планы, если Господь против планов этих. | 29 Нечестивый делает уверенное лицо, а праведный обдумывает свой путь. | 29 Нечестивец напускает на себя наглый вид, но честный твердо идет своим путем. |
30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. | 30 Люди могут всё приготовить для битвы, даже коней. Но победу даёт Господь. | 30 Нет ни мудрости, ни разума, ни замысла, что имели бы успех против Господа. | 30 И мудрость, и разум, и совет — ничто перед Господом. |
31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа. | | 31 Коня готовят на день сражения, а победу дает Господь. | 31 Готовят коня на день битвы, но победа — от Господа. |