1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. | 1 Вино и пиво лишают человека разума, он становится шумен, начинает хвастать и совершать глупости. | 1 Вино глумливо, хмельное питье неистово; кто дает им себя обмануть, не мудр. | 1 Глумливо вино, и брага буйна, кто пристрастился к ним, тому мудрым не быть. |
2 Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя. | 2 Гнев царя, словно рык льва. Если рассердишь царя, можешь лишиться жизни. | 2 Ярость царя подобна львиному реву; досадивший ему поплатится жизнью. | 2 Царская ярость — как рык львиный, навлечь ее — грех против себя самого. |
3 Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. | 3 Любой глупец может начать спор, поэтому уважай того, кто отказывается спорить. | 3 Честь для человека — удерживаться от раздоров, а всякий глупец скор на ссору. | 3 Почет тому, кто далек от ссоры, куда всякий глупец спешит ввязаться. |
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего. | 4 Ленивый слишком ленив, чтобы сеять, поэтому во время жатвы он ищет хлеб, но не находит ничего. | 4 Ленивый не пашет вовремя; возьмется искать в пору жатвы, и нет ничего. | 4 Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет. |
5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. | 5 Советы людские - словно глубокий колодец, мудрый будет черпать из них. | 5 Замыслы в человеческом сердце — глубокие воды, но разумный сможет их вычерпать. | 5 Сокровенный замысел — что глубокий омут, но разумный сумеет зачерпнуть из глубины. |
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? | 6 Многие могут называть себя `верными друзьями`, но трудно найти такого, на кого можно положиться. | 6 Многие зовут себя преданными, но где найти человека, кому бы довериться? | 6 Многие кричат о своей преданности, но человека верного — найдешь ли? |
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! | 7 Добрый человек живёт доброй жизнью, и дети его будут благословенны. | 7 Праведник живет беспорочной жизнью, блаженны после него его дети. | 7 Праведник живет непорочно, блаженны его потомки! |
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. | 8 Царь может видеть зло своими глазами, когда он судит людей. | 8 Когда царь садится на судейский престол, он глазами способен все зло развеять. | 8 Воссядет царь судить — и пред взором его развеется зло. |
9 Кто может сказать: `я очистил мое сердце, я чист от греха моего?' | 9 Может ли человек сказать, что всегда поступает хорошо? Может ли сказать, что он безгрешен? Нет! | 9 Кто может сказать: «Я очистил сердце, я чист и безгрешен»? | 9 Кто же скажет: «Нет порока в моем сердце, от греха своего я очистился»? |
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом. | 10 Господь ненавидит тех, кто обманывает других, пользуясь неверными весами. | 10 Неверные весы и неверные гири – и то и другое мерзко для Господа. | 10 Взвесил, да обвесил; отмерил, да обмерил — мерзость все это для Господа. |
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. | 11 Даже ребёнок своими поступками показывает хороший он, или плохой. Следя за ним, легко узнаёшь честен ли он и хорош. | 11 Даже ребенка узнают по его делам, по тому, чисты ли поступки его, правильны ли. | 11 Смолоду человек познается по делам, чисты ли, честны ль его поступки. |
12 Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь. | 12 У нас есть глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, - их сотворил для нас Господь. | 12 Уши, которые слышат, и глаза, которые видят – и то и другое создал Господь. | 12 Ухо слышащее, око зрячее — то и другое создано Господом. |
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб. | 13 Если любишь спать, то проснёшься бедным, но используй время для работы, и у тебя будет много хлеба. | 13 Не люби спать, не то обнищаешь; бодрствуй, и будешь досыта есть. | 13 Любишь поспать — дождешься нищеты; не смыкаешь глаз — наешься досыта. |
14 `Дурно, дурно', говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится. | 14 Человек, покупающий что-либо у тебя, всегда говорит: `Это не очень хорошее и слишком дорого стоит`, но потом хвалится перед другими удачной покупкой. | 14 «Плохо, плохо», — говорит покупатель, а когда отойдет, то покупкой хвастает. | 14 «Дрянной товар!» — говорит покупатель, а едва отойдет — давай хвалиться. |
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные. | 15 Золото и драгоценности могут сделать человека богатым, но разумная речь человека стоит гораздо дороже. | 15 Есть золото и много драгоценных камней, но уста ученые — редкая драгоценность. | 15 Есть на свете золото, есть самоцветы, но сведущие уста драгоценнее. |
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог. | 16 Если взялся отвечать за долги другого, потеряешь рубаху свою. | 16 Забери одежду у поручившегося за незнакомца, удержи залог у ручавшегося за чужую жену. | 16 Кто за чужого поручился, в залог отдаст одежду, и такой же залог — за жену чужую. |
17 Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою. | 17 Если получаешь что-нибудь обманом, это может показаться хорошим, но в итоге окажется, что ничего не будет стоить. | 17 Сладка человеку пища, добытая обманом, но после нее рот будет полон песка. | 17 Сладок хлеб, добытый обманом, но во рту битым камнем обернется. |
18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну. | 18 Перед тем как строить планы, получи добрый совет и, если начинаешь войну, найди тех, кто тебя направит. | 18 Строй замыслы, обсуждая их с другими; если ведешь войну, ищи мудрого совета. | 18 Замысел зреет в обсуждениях: ведя войну, выслушивай советы. |
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. | 19 Кто разносит слухи о других, не заслуживает доверия. Не будь другом того, кто много говорит. | 19 Сплетня доверие предает, так что избегай человека, который болтлив. | 19 Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном. |
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. | 20 Кто говорит против отца или матери, тот подобен угасающему свету. | 20 У проклинающего отца или мать светильник погаснет во тьме кромешной. | 20 Кто проклинает отца с матерью — погаснет его светильник во тьме кромешной. |
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии. | 21 Если ты легко получил богатство, ты его не будешь ценить. | 21 Наследство, поспешно захваченное вначале, в конце не принесет благословения. | 21 С жадностью схваченное наследство не обернется благословением. |
22 Не говори: `я отплачу за зло'; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. | 22 Не стремись сам наказать того, кто тебе вредит. Господь его накажет и сделает тебя победителем. | 22 Не говори: «Я отплачу за обиду!» Положись на Господа — Он спасет тебя. | 22 Не говори: «Отплачу за зло!» Доверься Господу, и Он защитит тебя. |
23 Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро. | 23 Иные пользуются неправильными гирями и неточными весами, обманывая других. Это неправедно и ненавистно Господу. | 23 Мерзость для Господа гири неправильные, и весы нечестные Ему неугодны. | 23 Гири с обманом — мерзость для Господа, и дурное дело — неверные весы. |
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? | 24 Господь решает, что случится в жизни каждого. Как человек сам может знать, что произойдёт в его жизни? | 24 Шаги человека направляет Господь. Как же может человек путь свой постичь? | 24 Господь направляет шаги человека. А человеку — как понять свой путь? |
25 Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать. | 25 Осторожно подумай перед тем, как дать Богу обещание, чтобы потом не пожалеть о данном обете. | 25 Ловушка для человека — поспешно посвящать что-либо и только после обдумывать свой обет. | 25 Ловушка для человека — торопливая клятва или обет необдуманный. |
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо. | 26 Мудрый царь определит, кто из людей злой, и накажет виновных. | 26 Мудрый царь провеивает нечестивых; он гонит по ним молотильное колесо. | 26 Мудрый царь развеет нечестивцев, колесом молотильным по ним проедет. |
27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца. | 27 Господь способен видеть даже то, что в душе человека. | 27 Дух человека — светильник Господень, исследующий все глубины его существа. | 27 Дух в человеке — светильник Господень, что просвечивает его насквозь. |
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой. | 28 Истинный и преданный царь сохранит свою силу, преданность поддержит царство его. | 28 Любовь и истина хранят царя; милостью он утверждает престол свой. | 28 Вера и правда сберегают царя, верностью укрепляется престол. |
29 Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина. | 29 Мы восхищаемся силой юноши, но уважаем седину старого. | 29 Слава юношей в силе их, седина — украшение старости. | 29 Юноши сияют силой, а старцев украшает седина. |
30 Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева. | 30 Наказание может очистить человека от совершённых им неправедных поступков. Боль способна изменить человека изнутри. | 30 Удары, что ранят, очищают от зла, и битье очищает глубины сердца. | 30 Раны и рубцы очищают от зла, исправляют побои сердце человека. |