1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. | 1 Иные не хотят быть с другими людьми, они делают только то, что хотят, и возмущаются, когда им дают добрые советы. | 1 Живущий обособленно потакает себе во всем, а на всякое здравое слово бранится. | 1 Кто живет сам по себе — творит, что хочет, а на здравые советы лишь бранится. |
2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. | 2 Глупый не хочет учиться у других, он только хочет говорить о своих идеях. | 2 Нет глупцу радости в понимании – рад он лишь высказать свое мнение. | 2 Глупцу не нравится думать, зато любит он умом похваляться. |
3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение. | 3 Людям не нравятся злые, люди смеются над глупыми. | 3 Вслед за нечестием идет презрение, а со срамом приходит бесславие. | 3 По пятам за злодейством — презрение, а за бесчестием следует позор. |
4 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток. | 4 Слова мудрого, словно вода из глубокого колодца, колодца мудрости. | 4 Слова человеческих уст — глубокие воды; источник мудрости — текущий поток. | 4 Слова человека — глубокие воды, источник мудрости — струящийся поток. |
5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. | 5 Верша суд, будь справедлив и, если ты оправдаешь виновного, значит, несправедлив ты к добрым людям. | 5 Нехорошо быть пристрастным к злодею и лишать правосудия невиновного. | 5 Дурное дело — потворствовать злодею или праведнику отказать в правосудии. |
6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. | 6 Глупый себе причиняет несчастья своими речами, слова его могут привести к ссоре. | 6 Язык глупца ведет его к ссоре, его уста навлекают побои. | 6 Язык глупца доведет до ссоры, его уста накличут побои. |
7 Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его. | 7 Когда говорит глупец, он себя разрушает, и его слова - капкан для него. | 7 Уста глупца — его гибель, его язык — для него же западня. | 7 В речах глупца — его погибель, его уста — для него же ловушка. |
8 [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] | 8 Людям нравятся сплетни. Это словно вкусная пища для них. | 8 Слова сплетен — как лакомые куски, что проходят вовнутрь чрева. | 8 |
9 Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. | 9 Тот, кто делает плохую работу, подобен тому, кто разрушает. | 9 Ленивый в своей работе – брат разрушителя. | 9 Речи сплетника — что лакомство, проникают в самое нутро человека. |
10 Нерадивый в работе своей - брат расточителю. | 10 Могущество - в имени Господа, оно, словно крепкая башня. Бегут к ней добрые люди и находят спасение. | 10 Имя Господне — крепкая башня; убежит в нее праведник — и будет спасен. | 10 Ленивый работник — все равно что разрушитель. |
11 Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. | 11 Богатый думает, что его спасёт богатство. Он считает богатство крепостью. | 11 Состояние богатого — укрепленный город; высокой стеной представляется им оно. | 11 Имя Господа — могучая башня: укроется в ней праведник и будет неприступен. |
12 Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. | 12 Гордый скоро будет уничтожен, но смиренному оказана честь будет. | 12 Перед падением человеческое сердце заносится, а смирение предшествует славе. | 12 Для богатого достаток — словно крепость, оно ему мнится стеной неприступной. |
13 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. | 13 Прежде чем отвечать, дай людям договорить до конца, тогда тебе не будет стыдно, и ты не будешь выглядеть глупо. | 13 Отвечать, не выслушав, это глупость и стыд. | 13 Падению предшествует надменность, а славе — смирение. |
14 Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. | 14 Разум человека помогает пересилить болезнь, но когда угнетён дух, уходит надежда. | 14 Дух человека подкрепляет его в болезни, но если дух сокрушен — кто в силах снести его? | 14 Давать ответ, не дослушав, — только глупость и стыд. |
15 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? | 15 Мудрый всегда стремится узнать больше, он внимателен к более мудрым. | 15 Разум рассудительного приобретает знание, и уши мудрых ищут его. | 15 Сильный духом справится с недугом, но как быть, если дух сломлен? |
16 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. | 16 Сделай подарок важному человеку и легко познакомишься с ним. | 16 Подарок открывает человеку путь и приводит его к вельможам. | 16 Сердце разумного копит знание, ищет знания слух мудрецов. |
17 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. | 17 Кто говорит первым, всегда кажется правым, пока не придёт тот, кто начнёт его расспрашивать. | 17 Кто первым изложит дело, тот выглядит правым, пока другой не придет и его не расспросит. | 17 Подношения расчистят путь и откроют доступ к вельможам. |
18 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. | 18 Если два, обладающих властью, человека спорят, то лучший способ разрешить спор - бросить жребий. | 18 Жребий решает споры, и разнимает сильных соперников. | 18 В тяжбе кто первый, тот и прав — пока соперник не вступит в спор. |
19 Жребий прекращает споры и решает между сильными. | 19 Если обидишь друга, вернуть его будет труднее, чем завладеть городом с крепкими стенами. Ссоры разделяют людей, как ворота замка с крепкими запорами. | 19 Обиженный брат неприступнее крепости; ссоры разделяют подобно засовам ворот. | 19 Жребий улаживает споры и разводит могучих противников. |
20 Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. | 20 Сказанное тобой влияет на твою жизнь. Если говоришь доброе, хорошее случится в жизни твоей, но если плохое ты говоришь, то плохое случится. | 20 Плодами уст человек может наполнять свой желудок; он насыщается жатвой своего языка. | 20 Обиженный брат — неприступная крепость, а ссора — засов на воротах. |
21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. | 21 Язык может говорить слова, которые приносят жизнь или смерть. Поэтому любящие говорить должны быть готовы принять последствия сказанного. | 21 У языка — сила жизни и смерти, те, кто любит его, будут есть его плод. | 21 Плодами своих речей насыщается человек: что добудет языком, тем и насытится. |
22 Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. | 22 Найдя жену, ты находишь добро. Она знак того, что Господь доволен тобой. | 22 Нашедший хорошую жену нашел благо и приобрел от Господа расположение. | 22 Жизнь и смерть — во власти языка, и кто с ним дружен, плоды его вкусит. |
23 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.] | 23 Бедный будет молить о помощи, а богатый груб в ответах своих. | 23 Бедняк о милости молит, а богач отвечает грубо. | 23 Кто нашел жену — нашел сокровище и обрел благоволение Господа. |
24 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. | 24 Со множеством друзей приятно, но близкий друг может быть ближе брата. | 24 Человек с друзьями может разрушиться, но истинный друг ближе иного брата. | 24 В словах бедняка мольба, но грубость в ответе богача. |
25 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. | | | 25 У кого друзей много, тому несдобровать, но любовь иного друга — крепче братской. |