1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. | 1 Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся. | 1 Лучше сухая корка с покоем и миром, чем дом, полный заколотого скота, а в нем — вражда. | 1 Лучше черствая корка, да с миром, чем дом, где пиры да раздоры. |
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. | 2 Умный слуга будет господствовать над ленивым сыном хозяина. Этот слуга получит наследство как один из сыновей. | 2 Мудрый слуга будет править беспутным сыном и получит долю наследства среди братьев. | 2 Умный раб получит власть над недостойным сыном господина и наследство с его братьями разделит. |
3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. | 3 Золото и серебро очищают огнём, но сердца людей очищает Господь. | 3 Тигель для серебра, и для золота — горн плавильный, а Господь испытывает сердца. | 3 Для плавки серебра — тигель, для золота — горнило, а для сердец — испытания от Господа. |
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. | 4 Злобный слушает о зле других. Лжец слушает ложь других. | 4 Нечестивый слушает уста злодея; лгун внимает пагубному языку. | 4 Злодей прислушивается к лукавым речам, и лжец внимает словам злокозненным. |
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. | 5 Кто насмехается над бедными, над окружёнными несчастьями, тот не чтит сотворившего его Господа, и понесёт наказание. | 5 Издевающийся над нищим оскорбляет его Создателя, радующийся несчастью не останется безнаказанным. | 5 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца, и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. |
6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.] | 6 Внуки делают счастливыми стариков, и дети гордятся родителями. | 6 Внуки — венец старикам, а отцы — гордость своих сыновей. | 6 Венец старцам — дети детей, а слава сынов — их отцы. |
7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. | 7 Немудро глупому говорить слишком много, также и правителю немудро лгать. | 7 Не пристала невеже высокая речь, а тем паче благородному — лживое слово! | 7 Не пристала глупому важная речь, а благородному — речи лживые. |
8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. | 8 Иные считают, что взятка - это амулет, приносящий удачу везде, куда они идут. | 8 Взятка — как волшебный камень в глазах дающего ее: куда он ни повернется, преуспеет. | 8 Дающему взятка кажется волшебным камнем: куда ни поверни, всюду выгода. |
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. | 9 Если ты прощаешь обидчика твоего, вы можете стать друзьями, но если ты продолжаешь помнить обиду, это повредит дружбе. | 9 Прощающий оскорбление ищет любви, а напоминающий о нем отталкивает близкого друга. | 9 Кто стремится к любви, забывает обиду, а злопамятный теряет друга. |
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. | 10 Умный учится на собственных ошибках, но глупца ничему не научат и сотни уроков. | 10 Упрек сильнее воздействует на разумного, чем сто ударов на глупца. | 10 Понятливого укор уязвит сильней, чем глупца — сотня тумаков. |
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. | 11 Злой стремится делать зло, но Господь пошлёт ему наказание. | 11 Только смуты ищет злодей, и вестник безжалостный будет послан против него. | 11 Злодей только к смуте стремится, и ангел неумолимый будет послан к нему. |
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. | 12 Опасно встретить медведицу, у которой украли детей, но это лучше, чем встретить погружённого в свою глупость человека. | 12 Лучше встретить медведицу, лишенную медвежат, чем глупца с его глупостью. | 12 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей, чем глупца, когда дурь в нем бушует! |
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. | 13 Не причиняй зла тем, кто делает тебе добро, иначе беды тебя не покинут до конца дней твоих. | 13 Если человек воздает за добро злом, зло не покинет его дома. | 13 Кто злом воздает за добро — от его дома зло не отступится! |
14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. | 14 Начать спор - словно пробить дыру в плотине. Поэтому прекрати спор, пока дыра не стала ещё больше. | 14 Ссору начать — что плотину пробить; остановись, прежде чем она вспыхнет. | 14 Начало ссоры — как прорыв плотины, уймись, пока вражда не разбушевалась. |
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. | 15 Господь ненавидит две вещи - наказывать тех, кто ничего плохого не сделал, и прощать тех, кто виновен. | 15 Оправдывающий виноватого и обвиняющий невиновного – Господь гнушается их обоих. | 15 Оправдать злодея, осудить невинного — и то, и другое Господу мерзко. |
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] | 16 Когда деньги у глупого, они потеряны, он никогда не использует их мудро. | 16 Зачем глупцу на премудрость деньги, если учиться он не желает? | 16 К чему глупцу трясти мошной? Как купишь мудрость, если нет ума? |
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. | 17 Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье. | 17 Друг любит во всякое время, и брат рожден разделить беду. | 17 Любовь друга — на все времена, и брат рожден, чтобы с братом беду разделить. |
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. | 18 Только глупый берёт на себя ответственность за долги другого. | 18 Лишь неразумный человек дает залог, чтобы ручаться за другого. | 18 Безрассудный тянет руку, спешит поручиться за другого. |
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. | 19 Кто любит споры, тот любит грех. Кто себя хвалит, тот призывает беды. | 19 Кто любит ссоры, тот любит грех; тот, кто бахвалится , ищет падения. | 19 Кто любит свары — любит злодейство, кто превозносится — накличет падение. |
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. | 20 Злой человек ничего не приобретёт, кроме несчастья. | 20 Лукавый сердцем не преуспеет; лживый язык попадет в беду. | 20 Лживому сердцу добра не видать, коварный язык доведет до беды. |
21 Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. | 21 Печален отец, чей сын глуп, он никогда не будет счастлив. | 21 Горе тому, кто родил глупца; нет радости отцу дурня. | 21 Кто породил глупца, родил себе горе: не порадуешься дури собственного сына. |
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. | 22 Счастье - словно целебное лекарство, печаль же - словно иссушающая болезнь. | 22 Веселое сердце исцеляет, как лекарство, а подавленный дух иссушает кости. | 22 Радость на сердце — лучшее лекарство, а угнетенный дух иссушает тело. |
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. | 23 Злой берёт взятку за то, чтобы извратить правосудие. | 23 Нечестивый тайно берет взятку, чтобы извратить пути правосудия. | 23 Нечестивец из-под полы берет взятку за то, что искажает правосудие. |
24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли. | 24 Мудрый занимается насущными делами, в то время как глупый беспокоится о том, что мало вероятно. | 24 Разумный держит на мудрости взгляд, а глаза глупца блуждают на краях земли. | 24 Проницательный взор обращен к Премудрости, а взгляд глупца — во все концы земли. |
25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. | 25 Глупый сын - скорбь для отца и грусть для матери своей. | 25 Глупый сын — горе для отца и горечь для матери. | 25 Глупый сын — досада отцу и огорчение для матери. |
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. | 26 Наказывать правителей за правду так же несправедливо, как наказывать невинного. | 26 Нехорошо и наказывать невиновного, и знатных бичевать за правду. | 26 Дурное дело — взыскивать с невиновного или бить благородного за прямоту. |
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. | 27 Мудрый обращается со словами осторожно, мудрый не впадает легко во гнев. | 27 Человек знания осторожен в словах, и рассудительный — хладнокровен. | 27 Сведущий осторожен в словах, и кто разумен, тот хладнокровен. |
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным. | 28 Даже глупый кажется мудрым, когда молчит. Люди считают мудрым того, кто ничего не говорит. | 28 Даже глупца, когда он молчит, мудрым сочтут, и когда он удерживает язык, рассудительным. | 28 Глупец промолчит — и сойдет за мудреца, сомкнет уста — и кажется умным. |