1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. | 1 Кто хочет быть мудрым, принимает поучение с радостью, тот же, кому ненавистно обличение, - глупец. | 1 Любящий наставление любит знание, а ненавидящий нарекание — невежда. | 1 Кто любит познание — любит и наставление, а кто отвергает упреки — скудоумен. |
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. | 2 Господь счастлив благословить доброго человека, а злого Господь осудит. | 2 Добрый получит от Господа расположение, а коварного Он осудит. | 2 Добрый обретает у Господа благоволение, а коварного постигнет злая участь. |
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. | 3 Зло не утвердит человека; корень же праведного не завянет. | 3 Человеку не утвердить себя злом, а корень праведных не поколеблется. | 3 Злодею на земле не устоять, а праведники неискоренимы. |
4 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. | 4 Благородной женой муж гордится, а позорящая женщина - словно смертельная болезнь. | 4 Хорошая жена — мужу венец, а срамящая мужа — что гниль в кости. | 4 Достойная жена — венец для супруга, а бесстыжая — словно гниль в костях. |
5 Промышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство. | 5 Добрые люди честны в своих планах, но не доверяй планам коварных. | 5 Помышления праведных честны, а советы нечестивых коварны. | 5 Праведник помышляет о справедливости, а нечестивец затевает коварство. |
6 Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. | 6 Злые люди причиняют боль своими словами, слова достойного человека способны спасти от опасности. | 6 Слова нечестивых — гибельная засада, но речь праведных спасает их. | 6 За словами нечестивца — жажда крови, а правдивые речи спасительны. |
7 Коснись нечестивых несчастие - и нет их, а дом праведных стоит. | 7 От злого человека ничего не остаётся после крушения, доброго человека люди помнят долго после его ухода. | 7 Нечестивца низвергнут — и нет его, а дом праведных устоит. | 7 Пал нечестивец — и нет его, а дом праведника устоит. |
8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. | 8 Мудрого все восхваляют, и не уважают глупца. | 8 Человека хвалят по мудрости, а извращенный ум презирают. | 8 Речь разумная прославит человека, а порочные замыслы опозорят. |
9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. | 9 Лучше быть никому неизвестным и иметь слугу, чем выдавать себя за знатного, но не иметь еды. | 9 Лучше быть никем, но иметь слугу, чем притворяться знатным, нуждаясь в хлебе. | 9 Лучше в простоте и быть самому себе слугой, чем со спесью, да без крошки хлеба. |
10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. | 10 Добрый человек всегда заботится о своей скотине, злой же жесток даже в своей самой великой доброте. | 10 Праведник и скотину свою жалеет, а у нечестивых и жалость — жестока. | 10 Праведник и скотину пожалеет, но милость нечестивца — хуже жестокости. |
11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.] | 11 Кто трудится на своей земле, будет иметь много хлеба, глупцы же теряют время на бессмысленные выдумки. | 11 Возделывающий свою землю будет есть досыта, а гоняющийся за пустыми мечтами — не разумен. | 11 Кто возделывает землю, будет сыт, а глупец за пустотой гоняется. |
12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. | 12 Злые люди всегда хотят сделать что-нибудь злое, но у добрых много сил, уходящих в глубину, словно корни. | 12 Неправедный жаждет твердыни злодеев, но корень праведных пустит свой росток. | 12 Нечестивец изощряется в коварстве, но корень праведных дает побеги. |
13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] | 13 Злобный ловится на глупости собственных слов, добрый всегда избежит любой беды. | 13 Нечестивого ловят его же слова, но праведник избежит беды. | 13 Нечестивец в лживых речах запутается, а праведник избежит беды. |
14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его. | 14 Добрый человек насытится плодами сказанного им. Человек будет вознаграждён за свои труды! | 14 От плода своих уст человек насыщается благом, и кто трудится руками, тоже получит воздаяние. | 14 Человек пожнет добрый плод своих речей, возвратятся труды к нему наградой. |
15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. | 15 Глупец считает свой путь лучшим, мудрый прислушивается к советам других. | 15 Глупец считает, что путь его прям, но мудрый прислушивается к советам. | 15 Глупец считает свой путь правильным, а мудрый прислушивается к советам. |
16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. | 16 Быстро в гнев впадает глупец, но мудрый прощает ошибки других. | 16 Глупец обнаружит свой гнев немедля, но разумный оставит оскорбление без внимания. | 16 Глупец выставляет свой гнев напоказ, а разумный не слушает оскорблений. |
17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман. | 17 Сказанному добрым человеком можно доверять, свидетельство же лжецов - обман. | 17 Честный свидетель расскажет правду, а криводушный солжет. | 17 Слова честного человека правдивы, а слова лжесвидетеля — коварны. |
18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. | 18 Слова говорящего бездумно ранят, как меч. Мудрый осторожен со словом, и слова его могут вылечить раны. | 18 Слова опрометчивых ранят, как меч, а речь мудрых — исцеляет. | 18 Болтовня может ранить, как меч, а слова мудрецов — исцеляют. |
19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. | 19 Слова лжеца исчезают быстро, слова правды будут жить вечно. | 19 Правдивые уста пребудут вовеки, а лживый язык — только мгновение. | 19 Правдивые слова останутся навеки, а лживый язык недолговечен. |
20 Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев. | 20 Злые стремятся к коварству, но счастлив будет тот, кто сеет мир. | 20 В сердцах злоумышленников обман, а радость — у миротворцев. | 20 У злокозненных на сердце коварство, а у миротворцев — радость. |
21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол. | 21 Добрые люди будут сохранены Богом, но злых людей ожидают препятствия. | 21 Не случится с праведником беды, а жизнь нечестивых полна невзгод. | 21 Не приключится с праведником несчастья, а нечестивых зло переполняет. |
22 Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. | 22 Господь ненавидит лжецов и счастлив, когда звучит правда. | 22 Господь гнушается лживыми устами, но верные слову Ему угодны. | 22 Лживые уста — мерзость для Господа, но угоден Ему тот, кто поступает честно. |
23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. | 23 Разумный не выставляет напоказ свои знания, слова глупца говорят о его глупости. | 23 Умный человек скрывает знание, а сердце глупца разглашает глупость. | 23 Проницательный таит свое знание, а глупцы выставляют свою дурь напоказ. |
24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. | 24 Кто много трудится, будет управлять другими, ленивый будет работать, как раб. | 24 Руки усердных будут править, а ленивых приставят к труду подневольному. | 24 Прилежной руке — править, ленивой руке — нести повинность. |
25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. | 25 Заботы могут лишить человека счастья, но доброе слово способно сделать его счастливым. | 25 Тревога в сердце гнетет человека, а доброе слово веселит. | 25 Беспокойство изнуряет сердце человека, а доброе слово — веселит. |
26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. | 26 Добрый человек осторожен в выборе друзей, злые выбирают себе подобных. | 26 Праведник разборчив в своей дружбе, а путь нечестивых сбивает с толка. | 26 Праведник укажет путь ближнему, а на стезях нечестивцев заблудишься. |
27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. | 27 Ленивый не пойдёт за тем, о чём мечтает, но к тому, кто трудится много, приходит успех. | 27 Ленивый дичи своей не жарит, а усердный приобретет ценное добро . | 27 Лодырю добычи не видать, а у прилежного — богатство и достаток. |
28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти. | 28 Тропа добродетели ведёт к жизни - это путь к бессмертию! | 28 На пути праведности — жизнь; ходя ее тропами, смерти не встретишь. | 28 Стезя правды — к жизни, а кривые пути — к смерти. |