1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим:

2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда, (Исхо. 1:2)

3 Иссахар, Завулон и Вениамин, (Исхо. 1:3)

4 Дан и Неффалим, Гад и Асир. (Исхо. 1:4)

5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. (Исхо. 1:5)

6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их; (Исхо. 1:6)

7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. (Исхо. 1:7)

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, (Исхо. 1:8)

9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; (Исхо. 1:9)

10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. (Исхо. 1:10)

11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. (Исхо. 1:11)

12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. (Исхо. 1:12)

13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам (Исхо. 1:13)

14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. (Исхо. 1:14)

15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, (Исхо. 1:15)

16 и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. (Исхо. 1:16)

17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. (Исхо. 1:17)

18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? (Исхо. 1:18)

19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. (Исхо. 1:19)

20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. (Исхо. 1:20)

21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. (Исхо. 1:21)

22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых. (Исхо. 1:22)

Исход 1

Sergei Pavlovich
Читая Священные Писания и знакомясь с их многочисленными толкованиями, полученными от древних и современных мыслителей, обнаруживается множество различных, иногда противоречащих друг другу, пониманий одних и тех же библейских событий.
Поэтому приходится признать, что многое еще, к сожалению, совершенно не открылось исследователям Слова Божьего.

Например, известно, что сегодня даже нет единого мнения по вопросу: «сколько времени обитали сыны Израиля в Египте?». Христиане в своём большинстве, приняв за факт 430-летний период Египетского рабства, строят на нем некоторые свои дальнейшие рассуждения и утверждения. Но при таком понимании Библейской истории возникает множество противоречий с другими текстами Священного Писания, а разумных объяснений этих противоречий, к сожалению, нет (*1). Поэтому приходится теорию пребывания потомков Иакова в Египте в течение 430 лет подвергнуть сомнению.
В современном иудаизме, в основном, принята другая точка зрения – евреи находились в Египте 210 лет.

Главным камнем преткновения для тех и других в рассматриваемом вопросе является размножение избранного Богом народа за 210 лет из 70 душ, «произошедших из чресл Иакова» (Быт.46:26-27), до 600 тысяч годных к войне мужчин вышедших из Египта (Исх.12:37-38). Христианские экзегеты считают такое размножение за 210 лет невозможным, а раввины объясняют факт размножения за 210 лет, например, так: «Рожали жены часто, и по шесть детей сразу. И в этом было чудесное вмешательство Всевышнего».
Ясно, что такая аргументация обеих точек зрения чрезвычайно уязвима для критики и неприемлема ни для понимания сути проблемы, ни для устранения разномыслия.

Как же мог сформироваться за 210 лет такой мощный, для того времени, народ и из кого он состоял?
Первое на что здесь необходимо обратить внимание:
Есть тексты, говорящие о количестве душ «произошедших из чресл Иакова» и пришедших в Египет. Есть тексты, сообщающие нам о весьма большом размножении сынов Израилевых в Египте. И есть тексты, свидетельствующие нам о том, что при выходе сынов Израилевых из из Раамсеса в Сокхоф среди них было «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». При этом нигде не говорится о том, что все 600 тысяч мужчин являлись прямыми потомками Иакова.
По моему мнению, что мы рассмотрим ниже, сыны Израилевы – это некая общность разноплеменных людей, которые, в силу различных причин, объединились вокруг стержня общности - потомков Иакова, носителей Божьих обетований.

По поводу того, как образовалась общность людей называемая сынами Израилевыми и из кого состояла, есть несколько соображений, которые мне и хотелось бы обсудить:
1. Известно, что патриархи были люди далеко не бедные. Начиная с Авраама (например, согласно Быт.14.14, Авраам имел, только рожденных в доме его, 318 рабов способных держать оружие) их богатство и, соответственно, людские ресурсы необходимые для поддержания этого богатства, неуклонно возрастали. А Иаков, даже еще не получив наследства отца, возвращался от Лавана «весьма, весьма богатый» - с рабами и рабынями (Быт.30:43 и Быт.32:5). Естественно, что, уходя к сыну в Египет, Иаков забрал все свое имущество и всех своих рабов с собой. Так согласно Быт.17.10-14 все мужчины в доме, включая рабов, должны были быть обрезаны и, соответственно, являться сонаследниками завета Божьего с народом своим.
Надо сказать, что тексты Священных Писаний почти никогда без необходимости не упоминают нам о всех тех людях ( слугах, рабах), кто сопровождал главных действующих лиц библейских повествований в их опасных путешествиях, походах и скитаниях, но нам должно быть понятно, что сопровождение было. Этого требовали существующие тогда условия жизни. Передвижение по чужим территориям без охраны было опасно, а присутствие многочисленных вооруженных слуг-рабов, кроме прочего, указывало на принадлежность семейства или отдельного его представителя к определенному классу социальной стратификации (*2).
Поэтому, совершенно очевидно, что в Египет семейство Иакова пришло в составе не 70 душ, а значительно больше.

2. Учитывая то, что сыны Иакова пришли в богатую рабовладельческую страну и то, что их брат и сменяющиеся фараоны покровительствовали им не менее 70-ти лет (года жизни Иосифа от прихода семейства в Египет); становится ясно, что у сынов Израиля не было никакой помехи: ни в увеличении своего состояния, ни в приобретении любого количества новых рабов, которые после обрезания становились наследниками Божьих обетований, т.е. сынами Израилевыми (Быт.17.10-14, 26-27).

3. Дочери израильские (а девочек по статистике в среднем рождается почти столько же, сколько и мальчиков) выходя замуж за иноплеменников (Лев.24.10) или даже за рабов (1 Пар.2.34-35) могли оставаться в доме отца своего. А, учитывая первоначальную привилегированность положения сынов Иакова в Египте (и зная, что «человек ищет, где лучше») не вызывает сомнения то, что многие иноплеменные женихи с готовностью могли оставаться в родах сынов Израиля (*3). Согласно Исх.1.16 и 22 даже египтян интересовали израильские женщины.

4. Текст Исх.12.37-38, возможно, имеет не совсем точный перевод с древнееврейского языка и есть веские аргументы обратить на это внимание. Если не понимать этот текст иначе, например: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф и множество разноплеменных людей вышли с ними. До шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое», то впоследствии, при исчислении народа, непонятно почему не были отражены в цифрах эти многочисленные разноплеменные люди вышедшие из Египта. Логично предположить, что те из иноплеменников кто в течение первых дней похода не вернулся обратно в Египет, влились в колена сынов Израилевых (*4).
Естественно, что, будучи жестоко пораженными Божьими казнями и подавленными могуществом Бога Израилева, о котором, вероятно, многие из них и ранее слышали, такие главы семейств, разуверившись в силу своих богов и могущество фараона, массово снялись со своих мест и устремились за Моисеем.
Наша ошибка состоит в том, что иногда мы рассуждаем о делах и поступках людей тех далеких эпох, не осознавая в полной мере, побудительных причин их вызывающих. Но люди и три тысячи лет назад были, как и мы – из плоти и крови, обладающие сложными характерами, и преисполнены эмоций, так же как и мы, они остро и небезразлично воспринимали события окружающего их мира. Люди в основной массе своей и сегодня остаются, по сути, всё теми же: они также боятся за свою жизнь и жизнь своих близких; ими также движет забота о пропитании; они также ищут надежного покровительства.… Но в отличие от наших современников, люди прошлого надеялись и реагировали на чудеса, ниспосылаемые на них по воле богов, значительно сильнее (понятие атеизма в те далекие эпохи отсутствовало, так как отсутствовала, необходимая для этого, целенаправленная выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности).
И если сегодня попытаться мысленно смоделировать обстановку в Египте после совершения над ним известных Божьих казней, то можно понять, что состояние экономики страны, а главное, психологическое состояние людей проживающих там, резко изменилось. Полная гибель будущего урожая, гибель большей части скота и рыбы грозила неминуемым голодом населению страны. Кроме этого каждая семья потеряла первенцев мужского пола. И над всеми этими страшными бедствиями возвышается явственная, спокойная и справедливая (учитывая преследуемые им благородные цели и заблаговременное предупреждение о наступающих бедствиях) фигура вождя Израиля – Моисея. Какой египетский раб, пришелец, да и природный житель, потерявший веру в могущество фараона и его богов, лишившийся большей части своего состояния и не рассчитывающий уже избежать следующих надвигающихся потрясений, не пошел бы за таким вождем и его Всемогущим Богом? Даже в «просвещенном» 20 веке мы знаем многочисленные примеры того, как и значительно менее могущественные вожди сумели увлечь (в основном, только лишь своими сомнительными идеями) и повести за собой многомиллионные народы. Но чудеса, совершенные посредством Моисея и, естественно, десятикратно увеличенные людской молвой возымели, беспредельное, не поддающееся в полной мере нашему сегодняшнему осмыслению, действие на сознание и воображение людей во всем Египте. И народ последовал за Израилем! (Исх. 12.38).
Не исключено, что именно этот, не предполагаемый фараоном массовый уход его подданных ( сверх отпущенных им сынов Израиля) – его рабов и, как следствие, ожесточение его сердца вынудили царя Египта преследовать Израильтян (см. Исх.14.5 – «И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал …», а ведь в Исх. 12.30-32 фараон сам попросил Моисея и Аарона вывести всех сынов Израилевых из среды народа его).
Но один из самых серьезных, на мой взгляд, аргументов в пользу нового понимания текста Исх.12.37-38, который дает нам Священное Писание – это чрезвычайно низкий процент первородных от общего количества исчисленных. Этот низкий процент убедительно говорит нам о том, что большая часть семейств вышедших из Египта не имела в своем составе первенцев, так как потеряла их в ночь перед исходом (см. Числ. 3.42-43). Один первородный мужского пола приходился в среднем на 70 или даже больше не первенцев «мужеского пола, от одного месяца и выше». Например: в племени Левия из 22300 мужчин от одного месяца и старше только 300 оказались первенцами, т.е. более 73 не первенцев на каждого первенца, что в реальной жизни просто невозможно! (Думается, что народ, у которого процент первородных к общему количеству мужчин превысил бы даже намного меньшее соотношение ( например, 1 к 10) , не встречался ни в прошлом, ни в современном мире, так как во все времена и у всех народов своих первородных, как правило, в каждом семействе оберегали гораздо более остальных детей). Согласно текстам Исх. 12.3-4 семейства не были огромными, так как одного агнца должно было хватить на семейство, «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим». Рассматривая факт малого количества первенцев в вышедшем из Египта народе, можно приблизительно оценить количество иноплеменных людей в вышедшем народе, семейства которых потеряли первенцев (думается, возможно, оценить соотношение иноплеменников к сынам Израилевым не менее, чем 10 к 1). (*5)
Есть малая вероятность, что еврейский народ образовался не из непонятного сброда различных племен не знающих Единого Живого Бога, а все же большая часть его являлась детьми Авраама. В Египте могли оказаться не только дети Иакова. Голод, притеснения и другие жизненные обстоятельства могли привести в Египет и других потомков Авраама (как отдельные семьи, так и целые племена, возможно, еще более многочисленные, чем потомки Израиля). Например, только от Хеттуры Авраам имел шесть сыновей. О последующей жизни большинства из них история умалчивает, но, учитывая Божьи благословения, потомки семени Авраама не могли просто бесследно исчезнуть.
С другой стороны, так как Египетская Пасха является для нас прообразом Новозаветной Пасхи, вполне логично, что вместе с Израильским народом из египетского рабства вышло множество именно разноплеменных, самых обездоленных и ничего не значащих в глазах египтян, но получивших надежду на избавление от тяжкого рабства, людей.

5. Богатые рабовладельцы - наследники Иакова ( князья народа), по примеру своего знаменитого предка, в своем большинстве, также могли иметь по несколько жен и наложниц (правда, Священные Писания не дают этому никаких подтверждений), каждая из которых могла родить им по несколько детей, что также могло незначительно увеличить численность бежавшего из рабства еврейского народа.

Так как все эти варианты размышлений теоретически возможны, то необходимо сделать разумный
ВЫВОД: сыны Израилевы обитали в Египте 210 лет.

Примечания:
*1 - Вот несколько противоречий, с которыми сталкиваются приверженцы 430-летнего периода египетского рабства евреев.
Во-первых, им необходимо обратить внимание на текст:
Быт.15:16 «в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Возвращение в четвертом роде подтверждается текстами Библии – родословиями нескольких семейств, в том числе: родословием Христа.
"Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;"
Чтобы отстаивать принятые аргументы, о 430 летнем египетском рабстве, толкователям пришлось придумывать объяснения как на это, так и на другие места Св Писания, откровенно противоречащие такому пониманию. Например, в родословии Иисуса Христа просто признали ошибку в родословии. По мнению толкователей, за 430 лет должно было родиться гораздо больше поколений, чем присутствует в родословии, поэтому ошиблись авторы богодухновенных Писаний. Хороши аргументы ??
Но надо сказать, что родословия повторяются в текстах Библии и везде присутствует эта, так называемая, «ошибка»? Аналогичное количество родов в Египте было: у Моисея, у Аарона, у Корея, у Ахана и, вероятно, др. ( см. соответствующие родословные – они все являлись представителями 3-го рода и, как известно, не смогли обрести обетованную землю, ибо ранее Богом было сказано: «в четвертом роде возвратятся они сюда»).
Думается, что здесь уместнее сказать: «нельзя принимать 430 лет, как только годы пребывания в Египте, потому что за это время должно было смениться больше поколений».

Во-вторых, по поводу текста Быт.15:13 «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет»
Нельзя считать все 400 лет, как только те годы, что прошли в Египетском рабстве, потому что:
как минимум первые 100 лет пребывания евреев в Египте нельзя назвать рабством, но наоборот – временем благоденствия (ведь сыны Израиля находились сначала под покровительством своего высокопоставленного брата, а потом лояльного к ним фараона и, конечно, эти годы относятся к определению текста Быт.15:13, как «были пришельцами в земле не своей») . Но так и странствование детей и внуков Авраама в земле Ханаанской, нельзя назвать благоденствием, но временем притеснений и опасности. Разве возможно кому, долгое время жить на чужой земле и не быть притесняемым и угнетаемым? Не от хорошей жизни решился Иаков со всем семейством уйти в Египет. Ведь собственной земли у семейства в Ханаане не было, но лишь только одно поле – для захоронений, а остальная земля до времени принадлежала местным жителям: «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Согласно Быт. 24:3-4 и Авраам не считал Ханаан своей землей.

В-третьих, если принимать период рабства за 430 лет, то почему Бог сказал Аврааму (Быт 15:13) только про четыреста лет угнетения его потомков. Опять ошибка? А ведь Авраам получил от Бога первое повеление выйти из земли своей за 30 лет до рождения обещанного ему потомка! (Деян 7:2-3)

В-четвертых, согласно переводу LХХ, в текст Исх. 12:40 включены годы обитания в земле Ханаанской: «времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет».
А ведь древние 70 толковников лучше понимали значение Библейских слов, имея оригинальный текст, да и их историческая память была ближе к периоду рабства.
И т.д.

*2 - Теория стратификации – одно из основных направлений современной социологии, доказывающее то, что любое общество состоит из множества разнообразных страт (общественных слоев), объединенных каким-либо общим социальным признаком. На основе таких признаков (имущественных, профессиональных, религиозных, и т.п.) общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» страты.
Например, в случае богатого Египетского рабовладельческого общества трудно себе представить встречу высокопоставленного чиновника и простых покупателей хлеба, если бы только они не принадлежали к определенному классу – богатых рабовладельцев, пришедших в Египет с большим караваном и богатыми дарами для правителя Египта.
Или если бы Моисей и Аарон были простые рабы, в числе прочих, изготавливающие кирпичи из соломы и глины, кто позволил бы им даже близко приблизиться к фараону. Безусловно, они являлись князьями народа Израильского в своем колене, но при этом находились под властью фараона.

*3 - Пятикнижие Моисеево не содержит тотального запрета смешанных браков, поэтому в среде народа Израиля и до путешествия в Египет жили представители других народов и племен, а некоторым даже удавалось занимать видное положение среди князей народа Израиля.
Так Халев, который (согласно Числ 13.4 и 7) представлен в числе главных мужей колена Иудина, был кенезеянин, что однозначно говорит о нем, как представителе другого народа. Книга Бытие (15.18-19) упоминает о Кенезеях, как об одном из народов проживавших в Ханаане (в той земле которую Господь еще только обещал в будущем отдать потомкам Авраама).
Библия умалчивает о том, как и в какой период истории Израиля могло получиться, что Кенезеи заняли привилегированное положение в сильном колене Иуды, но очень вероятно, что это случилось не вдруг, но имело свою особую историю, связанную с большими заслугами предков Халева перед патриархами еще в период до египетского рабства, когда кенезеи, по крайней мере, частично, присоединились к Богом избранному народу ( маловероятно, что Халев, из-за своего достаточно молодого возраста, мог самостоятельно заслужить свое высокое положение).
Естественно, что Халев был не единственным иноплеменником среди евреев, но достичь такого заметного положения в среде чужого народа при рабовладельческом обществе есть возможность не у каждого, даже очень талантливого инородца.
Так или иначе, но Халев не только принадлежал к одному из колен Израиля, но и сохранил свою идентификационную принадлежность к роду своих предков (Числ. 32.12 и И.Нав 14.6)
Однако для еврейских мужчин был получен запрет на браки с представительницами Ханаанских народов из-за их язычества (Исх.34.16, Втор.7.3.) «И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских» (Быт.28.1.) Аврааму это повеление Господа Бога было так-же известно (Быт.24.3).
Жесткий запрет на браки с аммонитянами и моавитянами (в связи с их враждебностью к Израилю) был дан позже (Вт. 23.3-8). Идея о чистоте еврейской нации отсутствовала в период до вавилонского изгнания (даже цари династии Давида женились на чужестранках и иноверках, а дети, рожденные от таких браков, занимали царский престол).

*4 - У еврейского народа есть притча, в которой выражено его отношение к чужестранцам, решившим жить в их среде по их законам.
«У одного скотовода было много овец. И вот однажды к его отаре прибился олень. Скотовод велел пастухам проявлять к этому животному особую заботу. Пастухи были удивлены, почему хозяин заботится об этом олене, и они спросили его об этом. Хозяин ответил им: «Мои овцы знают только эту отару, а перед оленем весь мир, и он имеет возможность выбирать. Он выбрал нас, и поэтому заслуживает заботливого отношения к себе».
*5 - Есть еще ряд деталей, которые хорошо стыкуются и говорят в пользу 210 летнего пребывания израильтян в Египте.
Текст Исх. 1:6-8 «И умер Иосиф и все братья его и весь род их … и восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». (Иосиф прожил 110 лет, а Левий – 137 ). Новый египетский царь, который не знал Иосифа, вероятно, встал на царство совсем незадолго перед рождением Моисея, так как повеление умерщвлять еврейских младенцев мужского пола возникло менее чем за 83 года до исхода евреев из Египта. Как известно, Аарон не попал под это постановление фараона, а он был старше Моисея всего на 3 года.

Исх 1:15-19 – повивальные бабки (в Священном Писании указано всего две женщины - «одной имя Шифра, а другой Фуа»), вероятно, принимали роды лишь у жен князей Израилевых, а большая часть еврейского народа, являющегося рабами размножались без ограничения? На фоне серьезных проблем с размножением у некоторых династий фараонов (историкам известно об их наследственных болезнях и проблемами с деторождением), беспрепятственное размножение княжеского рода Израильтян, возможно, уже воспринималось ими как угроза безопасности своей власти.

Для проживания народа Израилева ( историки оценивают количество вышедшего из Египта народа от 2,0 до 3,5 млн. чел) и его многочисленного скота на территории Египта необходима была территория в тысячи кв км. Но так как сказано, что жили сыны Израилевы между египтян, то плотность проживания населения на ограниченной территории должна была быть еще выше. Невозможность проживания в те времена многомиллионного народа на малой территории также говорит в пользу присоединения огромного количества разноплеменных людей к евреям при их исходе из Египта (некоторые историки оценивают численность всего населения Египта того времени не более 7,2 млн человек).

Список использованной литературы:
1. Библия – русский синодальный перевод ;
2. Толковая библия – Петербург, 1904-1907;
3. Генри Гелей - Библейский справочник – Санкт-Петербург, 1996;
4. Эрик Нюстрем – Библейский энциклопедический словарь - Санкт-Петербург, 1995;
5. Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. Г. Г. Гекеля. - Спб, 1900 г;
6. http://www.evangelie.ru/forum/t145170.html#post5353840

Комментариев к заметке еще нет

Для добавления войдите или воспользуйтесь формой ниже.

Вы должны войти чтобы комментировать не анонимно.

Уникальность

  • Сайт zametki.info это дневник ваших личных размышлений над Библией. Это инструмент ученичества и духовной подотчетности.
  • А благодаря ImagePlan это возможность наглядно видеть прогресс чтения Писания.
  • * Авторские права на переводы Библии принадлежат их авторам и(или) издателям. В этом некоммерческом проекте они использованы в ознакомительных целях.