1 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину:
2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.
3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.
4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.
5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.
6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону.
8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?
9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.
11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.
12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.
13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них.
14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!
15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.
16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.
Иона 1
Разгадка такого, кажущегося нам странным, поведения пророка видится достаточно простой и вполне очевидной, но совершенно не соответствует принятым сегодня толкованиям на этот поступок Ионы. Удивительно, но большинство толкователей, в своих комментариях на Книгу Пророка Ионы, ошибочно приписывают Ионе немыслимое для израильского пророка поведение, а именно - преобладание его собственных политических и моральных предпочтений над волей Бога. Такие толкователи предлагают нам верить, например, в следующую несуразицу: «Не желая доставить ниневитянам, как язычникам и врагам своего отечества, помилования от Бога, Иона сел на корабль и отплыл в противоположную сторону». Очевидно, что такая трактовка наивна и весьма уязвима для критики, ибо Бог избирает себе в пророки только самых достойных из народа, а не тех, кто способен ставить свое мнение выше Его слова. Для отвергающих слово Бога дорога в пророки заказана. Да и не был Иона настолько наивным, чтобы не понимать, что судьба Ниневии решена Свыше и его упрямство в истории этого города ничего не изменит. Никогда в среде сынов Израиля не было случая, чтобы пророк сбежал от выполнения воли Бога, ибо возможность быть Его пророком великая честь и награда для любого верующего и во все времена (Числ. 11.29 и 1Кор. 14.1) *(2). Нам же пора прекратить «бросать камни» в пророка, а постараться, наконец, понять, какими истинными мотивами руководствовался поставленный на служение Иона, в момент, когда отказался повиноваться воле Бога.
История побега Ионы.
У Ионы, к началу его истории с Ниневией, уже была репутация пророка Божьего, ведь ранее Господь Бог именно через Иону изрек слово для Иеровоама об обещании ему скорого восстановления ранее утраченных северных и восточных пределов Израиля. И то, что нам мало известно об Ионе как пророке Бога, совершенно не значит, что он был мало известен в свое время, как в Израиле, так и за его пределами. Пророки – особые люди и их жизнь, как правило, привлекает к себе повышенное внимание окружающих и особенно власти придержащие. А если учесть развитые торговые связи, которые проходили через Израиль и соединяли крупнейшие торговые центры древнего мира - Ассирию и Египет, то можно предположить, что и в Ниневии были люди, которые хорошо знали Иону.
Понятно, что Иона дорожил и совсем не хотел разрушать: ни полученную им репутацию пророка Божьего, ни тем более потерять своего Божьего избрания. Нетрудно предположить, что у Ионы были самые благочестивые планы на будущее. Как пророк он должен был понимать свою избранность и ощущал ответственность за беспрекословное соблюдение воли Бога и даже, как это свойственно многим людям, вероятно, мечтал о большем, а именно, желал достичь уровня ставших легендарными в Израиле самых знаменитых еврейских пророков ( таких как Самуил, Илия, Елисей).
Но так как во все времена в среде народов, одновременно с пророками Бога, существуют многочисленные лжепророки, то Бог научил Свой народ их различать. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей » (Втор. 18:22).
Исходя из того, что Иона заранее знал отрицательный результат своей будущей проповеди, возвещающей о гибели Ниневии ( 4.2), очевидно, что именно страх перед перспективой оказаться лжепророком и остановил его от немедленного похода в Ниневию с порученной ему миссией. Можно понять Иону, ведь любой пророк на его месте был бы также разочарован и обескуражен таким результатом своей проповеди, именно поэтому, находясь в отчаянии Иона и совершил попытку скрыться от лица Господня. Из повествования 1 главы, видно, что Иона даже был готов погибнуть в море (1.12), так как для него позорная участь оказаться лжепророком была страшнее смерти *(3). Это же отчаяние Ионы вновь проявилось позже в его молитве, последовавшей за покаянием ниневитян, в которой Иона выпрашивал смерти уже лично у Господа Бога (4.3).
Еще одна широко распространенная ошибка толкователей книги Ионы это утверждение, что пророк, выполняя миссию Бога, мог быть многословен и волен пускаться в разъяснительные разговоры за рамки порученной ему проповеди. Вероятно, учитывая возможность подобного поведения некоторых пророков, Бог дополнительно уточняет для них, что следует говорить (3.2) (аналогичные предостережения получал также Валаам - Чис. 22.20 и 35).
Очевидно, что Иона не мог призывать к покаянию жителей Ниневии, не только потому, что такие полномочия ему не давались (3.2-4), но и потому, что он был абсолютно не заинтересован в покаянии ниневитян. Впрочем, в призыве к покаянию и не было необходимости, ибо после настойчивой и уверенной проповеди Ионы: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена», в городе начались панические настроения ( а часть жителей, возможно, уже начала готовиться к бегству из города), о чем тут же было доложено царю. При этом, в любом развитом и сильном государстве (обществе) всегда присутствуют влиятельные люди, которые чутко улавливают опасную связь между сложившейся ситуацией и ее возможными последствиями. Было бы удивительно, если б царь Ниневии, в такой нестандартной для него ситуации, тут же не собрал на совет самых лучших мудрецов и книжников, которые в достатке должны были быть в его распоряжении. А мудрецы и местные пророки, признав основательность причин для гнева еврейского Бога и всю серьезность опасности обещанной гибели Ниневии, предложили самый надежный способ покаяния (3.7-9).
Не потому ли раскаявшихся ниневитян Христос приводит в пример заблудшим в своих грехах лицемерным книжникам и фарисеям ? (Матф. 12.41). Ибо даже жители Ниневии (чужие народы, поклоняющиеся другим богам), оказавшись перед лицом смертельной опасности, самостоятельно осознали, что надежда на милость Бога (3.9) и спасение возможна лишь через раскаяние и отвращение каждым от злых дел своих.
Если бы историю Ионы написал не он сам, а некто, кто не смог бы отразить в повествовании все важные нюансы событий, то Иона, вероятно, предстал перед нами обычным лжепророком. Но текст книги составлен таким образом, что мы не только понимаем поступки пророка и его переживания, но делаем правильные морально-религиозные выводы и не считаем Иону лжепророком*(4).
История Ионы выглядит для нас парадоксальной. С одной стороны, Бог предупреждает о лжепророках и дает метод их определения, а с другой стороны, посылает Своего пророка проповедовать о гибели Ниневии, намереваясь спасти ее после раскаяния. Фактически Бог таким способом прекратил дальнейшую пророческую карьеру Ионы. Ведь после «промашки» с гибелью Ниневии о пророческой деятельности в Израиле, Ионе можно было забыть. Чтобы разрешить парадоксальность ситуации, можно предположить, что история была спровоцирована самим Ионой. Мы знаем принцип Бога: кому много дано, с того много и спросится. Вероятно, позже Иона смог разобраться и понять, за что Бог приготовил ему такую судьбу - стать в глазах народа (а что еще хуже, и в глазах самого Ионы) лжепророком. Нам же остается только предполагать то, что, сохраняя Иону от некой большей беды, например, начинающейся в нем гордыни от своей избранности или помышления об особых почестях*(5), Бог поступил с Ионой таким образом - отправил его в Ниневию. Такое понимание истории Ионы может быть небесполезным примером и для нас (1 Пет. 2, 9).
Примечания:
*(1) – Ио?на (ивр. ??????? — «голубь»);
*(2) - Известно, что робкие попытки отказаться от выполнения почетной миссии Бога были у Моисея и Иеремии в тот момент, когда Бог впервые призывал их на служение. Но те осторожные сомнения в собственных возможностях, которые будущие пророки выражали Богу, выглядят скорее как их достоинство, но не дерзость противления;
*(3) - Есть интересная деталь, которая говорит о спокойной и уверенной силе духа Ионы во время морского путешествия. Кто как пассажир переживал морской шторм на утлом суденышке, тот поймет, о чем речь. То, что Иона сделал – было самое верное, что может сделать человек, оказавшись на корабле в сильный шторм – спустился в трюм и лег спать. Это единственный верный способ избежать морской болезни. И то, что Иона крепко заснул, говорит не только о его мужестве и уверенности в своем предназначении, но и об имеющемся опыте морских путешествий;
*(4) - Намного позже по времени, в книге Иеремии, Господь Бог более подробно разъясняет нам Свои мотивы разрешения ситуаций, подобных истории Ионы и помилования Ниневии – (Иеремия 18.7–10)
*(5) - Иона должен был знать особое отношение народа к Елисею (например, даже царь Израиля Иоас плакал у постели больного Елисея, чему свидетелем вполне мог оказаться Иона – 4 Цар. 13.14)
Комментариев к заметке еще нет
Для добавления войдите или воспользуйтесь формой ниже.
Вы должны войти чтобы комментировать не анонимно.